Просвещение в России 19 века Печать
История СССР - Россия в первой половине 19 века

Важной стороной деятельности правительства начала XIX в. были мероприятия в области просвещения.

Хотя в течение XVIII в. просвещение в России достигло определенных успехов, оно оставалось на низком уровне. Не только крестьяне, мещане, купцы были в большинстве неграмотны, но и многие дворяне еле-еле умели написать свою фамилию. Усложнилось управление государством, росла торговля, промышленность. Между тем правительство не могло подобрать образованных, знающих людей даже на посты губернаторов, не говоря уже о многочисленных канцеляриях и конторах; остро ощущалась потребность в технических кадрах.
Улучшение всей системы просвещения становилось объективной необходимостью, без этого невозможно было дальнейшее развитие страны. В связи с этим в первые годы правления Александра I правительство приняло решение о создании единой системы просвещения от низшей школы до университета, на что было выделено значительно больше средств, чем в предшествующие годы.
По положению об устройстве учебных заведений 1803 г. все они разделялись на четыре ступени: приходские школы одноклассные (при церквах), в которых обучали чтению, письму и, главное, закону божьему — для низших слоев населения; уездные училища (двухклассные) — для горожан, купцов, мещан; губернские (четырехклассные) гимназии — для дворян; университеты. По первоначальному замыслу предполагалась преемственность в программах между этими школами, что открывало бы возможность получения полного образования и низшими, но свободными слоями населения. Это объяснялось тем, что дворяне неохотно отдавали своих сыновей в общие школы, предпочитая им домашнее образование, частные пансионы и военные училища.
В России открылось пять новых университетов — Виленский (польский), Дерптский (немецкий), Казанский, Харьковский, Петербургский главный педагогический институт, преобразованный впоследствии в университет. Некоторые из этих университетов (Казанский, Харьковский) создавались на базе гимназий, уровень преподавания в них был низкий, студентов мало, но впоследствии они превратились в подлинные центры образования.
Россия была разбита на пять учебных округов во главе с попечителями. Университеты должны были не только заниматься учебной работой, но и направлять учебный процесс во всех учебных заведениях округа. В это время открылся ряд учебных заведений исключительно для дворян (на правах университетов) — Царскосельский лицей, Демидовский лицей в Ярославле. Были созданы специальные высшие школы — Московское коммерческое училище, Институт путей сообщения. Университетский устав 1804 г. предполагал автономию внутренней университетской жизни — выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов. Однако в условиях самодержавного правления, когда даже министры смотрели на министерства как на пожалованные им деревни, а материальное обеспечение профессуры было весьма скудным и целиком зависело от «властей предержащих», автономия носила чисто символический характер, но впоследствии она давала возможность наиболее образованным представителям просвещения проявлять свою инициативу.
Несмотря на все эти начинания, образование оставалось практически недоступным для простого народа. Сеть низших и средних учебных заведений оставалась, по существу, неразвитой. Многие низшие и средние школы так и не открылись. На две-три губернии приходилась одна гимназия, на 8—10 уездных городов — одно уездное училище, приходские школы целиком зависели от местных священников, которые сами часто едва умели писать и читать. С началом войны 1805 г. субсидии на просвещение резко сократились.