Внутренняя торговля в России 19 века Печать
История СССР - Россия в первой половине 19 века

В связи с ростом городов, промышленности, углублением процесса разделения труда развивался рынок.

Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были хлеб, скот и изделия крестьянских промыслов, постепенно все большее значение приобретала продукция крупной обрабатывающей промышленности, преимущественно текстильной. Большую роль во внутренней торговле дореформенной России играли ярмарки — ежегодно собиравшиеся по определенным дням торги, которые продолжались от нескольких дней до нескольких месяцев. Ярмарочная торговля характерна для феодального строя с его сравнительно узким и ограниченным внутренним рынком, обособленностью отдельных регионов и слаборазвитыми путями сообщения. В 40-х годах XIX в. в России насчитывалось 4 тыс. ярмарок, из них половина приходилась на Украину. Сельские ярмарки играли важную роль в развитии крестьянской промышленности и втягивании деревни в товарно-денежные отношения. 64 ярмарки имели торговые обороты свыше 1 млн. руб. каждая. Среди них особенно выделялись Нижегородская (переведенная в 1817 г. из Макарьева в Нижний Новгород), Ирбитская в Сибири, Контрактовая в Киеве, Коренная в 30 верстах от Курска, собиравшиеся три раза в год в Харькове (Крещенская, Успенская и Покровская) и Ростовская (в Ярославской губернии). Крупнейшей ярмаркой, имевшей всероссийское значение, была Нижегородская. Она играла также огромную роль в торговле России с азиатскими странами. Торговые обороты ее быстро росли; в 1829 г. на ней было продано товаров на 28,2 млн. руб. серебром, а в 1863 г.— на .125 млн. Ирбитская ярмарка была центром торговых связей России с Сибирью и Средней Азией. За 1817—1850 гг. ее обороты возросли в 9 раз, и она занимала второе место после Нижегородской.
Однако ярмарки не были ни единственной, ни преобладающей формой внутренней торговли в дореформенной России. Уже в конце XVIII в. в наиболее крупных городах и промышленных центрах быстро росла постоянная (магазинная) торговля. Рост постоянной торговли, особенно в Центрально-промышленном районе России, стал особенно заметным в первой, половине XIX в. В связи с этим здесь падала роль ярмарок, сокращались их торговые обороты. Например, обороты Ростовской ярмарки, обслуживавшей этот район, с 1817 по 1850 г. упали втрое. Вместе с тем для земледельческих губерний и национальных окраин России, наоборот, было характерно дальнейшее развитие ярмарочной торговли. Значительно возрастали торговые обороты украинских и сибирских ярмарок, в 20 — 40-х годах XIX в. учреждались новые ярмарки в Кишиневе, Аккермане, Тифлисе, Тюмени. Рост ярмарок на окраинах страны свидетельствовал о расширении внутреннего рынка, о включении национальных окраин в общероссийские торговые связи.
Широкое развитие получила торговля вразнос. Офени и коробейники закупали на ярмарках ткани, галантерею, мелкие предметы домашнего обихода и разъезжали с этими товарами по всей стране, проникая в самые отдаленные, глухие углы.