Индустриальное развитие СССР Печать
История СССР - СССР-новые исторические рубежи

В девятой пятилетке происходил дальнейший подъем экономики страны.

За это время объем промышленного производства увеличился на 43%.
Было сооружено около 2 тыс. предприятий тяжелой и легкой промышленности. Вступили в строй подшипниковый завод в Курске, завод автоматических линий в Костроме, ПО «Навоиазот» и др. Достиг проектной мощности — 660 тыс. легковых автомобилей в год — Волжский автомобильный завод в Тольятти. С полной загрузкой начала действовать Красноярская ГЭС, превзошедшая по своей мощности все крупнейшие гидроэлектростанции мира. Были сданы в эксплуатацию тепловые электростанции в Сургуте, Запорожье, на Сырдарье. 
Большой размах приобрели работы по реконструкции и расширению действующих предприятий. Были перестроены и технически перевооружены Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Московский автозавод им. И. А. Лихачева, Уральский завод тяжелого машиностроения «Уралтяжмаш» им. Орджоникидзе, ряд химических и текстильных комбинатов. Почти 60% прироста промышленной продукции за пятилетие было получено за счет реконструкции действующих предприятий.
Опережающими темпами развивались такие отрасли, как энергетика, химия, электроника, нефте и газодобывающая промышленность. Больших успехов достигло машиностроение. Увеличился выпуск станков, кузнечно-прессового оборудования и автоматических линий. Предприятия сельскохозяйственного машиностроения поставили селу свыше полутора миллионов тракторов, сотни тысяч зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей и другую технику.
В течение 1971 —1975 гг. последовательно проводились меры, направленные на рост эффективности производства. Было произведено в два раза больше, чем в предшествующем пятилетии, новых типов машин, оборудования и приборов.
К концу пятилетки численность механизированных поточных линий в промышленности увеличилась по сравнению с серединой 60-х годов почти в три раза. Наибольшее количество механизированных и автоматизированных Систем было внедрено в машиностроении, в пищевой п легкой промышленности.
В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС В стране развернулось строительство крупных территориально-промышленных комплексов. В состав территориально-промышленных комплексов входят, как правило, несколько различных предприятий. Они имеют общую базу сырья и энергии, общие коммуникации и инженерные сооружения. Создание таких комплексов позволяет более эффективно использовать топливо, сырьевые ресурсы и финансовые средства.
В начале 70-х годов приступили к возведению большого промышленного комплекса в Татарской АССР, и районе Набережных Челнов (ныне — г. Брежнев). Этот район располагает богатыми источниками энергии. Возле неё расположены крупные центры по добыче и переработке нефти. Это обусловило выбор Набережных Челнов для строительства завода по производству автомобилей большой грузоподъемности. В кратчайшие сроки сюда проложили сотни километров автомобильных и железных дорог, водопроводы. Было возведено несколько заводов строительной индустрии, изготовляющих для стройки детали крупнопанельных зданий, керамзит, железобетонные конструкции. Одновременно сооружался Камский автомобильный завод. Первые большегрузные машины с маркой «КамАЗ» были собраны ко дню открытия XXV съезда КПСС.
В 1973 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью». Постановление предусматривало дальнейшее укрепление предприятий и создание производственных объединений. В ходе претворения его в жизнь были созданы новые объединения, включающие отдельные мелкие предприятия. Окрепли и расширили свою деятельность объединения и фирмы, возникшие в предшествующие годы.
В 1971 —1975 гг. в промышленности появились специализированные научно-производственные объединения. В их состав наряду с заводами и фабриками вошли научные институты, проектно-конструкторские бюро. В 1975 г. в стране действовало 2,3 тыс. производственных объединений. Их выработка составила 25% от общей продукции, производимой промышленными предприятиями страны.
Успешно развивалась индустрия союзных и автономных республик. Темпы развития промышленности в некоторых автономных республиках, например в Марийской АССР и Чувашской АССР, опережали общесоюзные.
Политика Коммунистической партии и Советского правительства, направленная на выравнивание уровней экономического развития различных районов и союзных республик, привела к высокой степени экономической зрелости каждой из них. Примером преображенной, отсталой в прошлом окраины могут служить республики Средней Азии, в частности Узбекская ССР. В начале 70-х годов здесь имелось более 100 индустриальных отраслей. В их числе машиностроение, горное дело, металлургия, радиотехника, электроника, производство хлопчатобумажных и шелковых тканей. На промышленных предприятиях Узбекистана трудились 1,5 млн. квалифицированных рабочих.