Возвышение новых классов и ослабление деревенской Аттики Печать
История Греции - Греция

Благодаря реформе Фемистокла рядом со старыми классами преимущественно сельского населения, которых выдвинула конституция Клисфера, поднялись новые, выросшие около моря и в морских сношениях. Сама война 480 г. повела к новой перестановке отношений в пользу второй и к урону первой из этих групп. При наступлении персов жители Аттики и Афин, по плану Фемистокла, покинули землю и недвижимость, увезли свои семьи и то, что можно было захватить, на соседние острова, а способные к бою сели на корабли. Аттика была отдана на полное разграбление врагу.
Это было большой потерей для землевладельцев, связанной с очень тяжелым передвижением для них. Насколько такое передвижение разрушало веками установившиеся обычаи, можно судить из картины, набросанной Фукидидом и относящейся к подобному же уходу с земли сельского населения Аттики в начале пелопоннесской войны. Из деревень увозят семьи, нужную утварь, сдирают с домов деревянную обшивку, мелкий скот и вьючных животных отсылают на острова.«Но переселение, - говорит Фукидид,-очень тяжело отозвалось на афинянах, так как они по большей части привыкли жить в деревне. В этом отношении афиняне с древнейших времен особенно выделялись перед всеми другими» Фукидид излагает загем кратко странную историю Аттики, чтобы показать, что местная жизнь была крайне развита в стране и что «синойкизм царя Фесея», т. е. сосредоточение местных властей и представителей в главной общине, далеко не ослабил этой местной жизни и не оторвал людей от земли. «Афиняне усвоили себе прочно самостоятельный сельский быт; несмотря на политическое объединение, все-таки и в старину, и в более позднее время большинство по привычке жило всем домом вне города; передвижение вызвало в них поэтому крайнее раздражение: покидая дома и святыни, которые в силу старинного строя казались точно родовыми их владениями, меняя весь свой обиход, они как будто утрачивали свою родину.
Эта характеристика Фукидида очень важна. Она показывает, в какой мере деревенской страной была Аттика исстари, и тем более оттеняет факт огромного переворота, подготовленного реформой Фемистокла и завершенного обстоятельствами войны с персами. Сельское население, разоренное, сбитое с мест, не скоро могло потом оправиться. Напротив, те классы, которые не были связаны с землей, остались после морских побед, после укрепления главного города и соединения его стенами и укрепленной гаванью, господами положения.
Политика Фемистокла превосходно оправдалась исходом борьбы. Еще только в одном отношении он дополнил проведенную организацию. В Аттике до войны не было значительных укреплений, и афинянам пришлось бежать от нашествия. Община обратилась на время в плавучую колонию. Фемистокл имел в виду теперь сохранить за нею опору на материке. Поэтому поспешно была двинута постройка афинских стен: они должны были превратить главный город в сильную крепость. Еще больше значения придавал Фемистокл укреплению новой военной гавани Пирея. Этот порт представляет вообще тип нового города с широкими прямыми улицами, выведенными по плану, вместо скученной и неправильной стройки старинных городов. Здесь билась иная жизнь, чем в традиционном центре, здесь господствовали те более бойкие приморские элементы, на которые опирался Фемистокл в своей политике. Фукидид в своей характеристике, полной преклонения перед создателем морского могущества Афин, говорит, что Фемистокл считал Пирей гораздо более важным, чем «верхний город» (т. е. Афины). Он постоянно повторял народу, что вся его сила теперь в.морском: положении. В случае нового нападения персов и поражения на суше, по его мнению, достаточно будет оставить за стенами небольшой гарнизон из наиболее слабых военных элементов. Лучшие силы народа должны из Афин перейти в Пирей и здесь с кораблей дать решительный отпор врагу. Фукидид говорит также, что Фемистокл ясно указал афинянам и крупную внешнюю задачу: «обратившись в моряков, вь приобрели важнейшее средство для основания своей державы.
Результат этот быстро наступил. Около афинской морской силы составился большой союз островных и малоазийских греков, которые воспользовались катастрофой персов, чтобы оторваться от них.