Условия победы греков и Греческое войско Печать
История Греции - Греция

Большое предприятие персов было задумано планомерно и велось весьма настойчиво.

Но в известный момент персы должны были его оборвать, будучи отвлечены большим восстанием в Вавилоне; грекам, таким образом, много помогли внутренние усложнения в персидском государстве. Вместе с тем экспедиция 480 года разбилась, благодаря целому ряду естественных условий Греции. Персы хотели пройти шаг за шагом всю страну и поддержать свою сухопутную армию флотом. Но то и другое движение было крайне затруднено. На суше мешали последовательно пересекающие дорогу барьеры гор, через которые можно было лишь медленно перебираться из одного кантона в другой: персы с трудом пробились через северные проходы (Фермопильская битва), но так и не решились напасть на последнюю загородку, пересекающую перешеек. На море они встретились с бесконечно извилистой линией берегов, которая давала возможность греческим кораблям ускользать от их флота и вновь собираться для сопротивления. Но, конечно, объяснение исхода борьбы лежит не только в самих естественных условиях Греции.
Иранцы явились на чуждую им почву, и все чуждое соединилось против них: незнакомые внешние условия и вжившаяся в них своеобразная культура. Главною особенностью этой культуры была необыкновенно интенсивная жизнь самостоятельных мелких общин, состав которых в отдельности не превышал какого-нибудь одного или немногих десятков тысяч полноправных граждан. Каждый город мог выставить свое, хотя небольшое ополчение. Такое ополчение нельзя было увести на далекий поход, и при всякой затяжке кампании отдельный отряд какой-нибудь общины мог легко отстать и уйти домой. Но, сражаясь вблизи своей области или города, в знакомой и привычной местности, среди пересеченной страны, в ущельях, опираясь на скалистые склоны, эти гражданские ополчения отлично могли удерживаться. Греческие гоплиты, латники и копейщики, превосходили вооружением иранские и месопотамские войска, которые состояли главным образом из стрелков и конницы. Этим превосходством оружия надо было, однако, суметь и воспользоваться. Тяжелую фалангу греков было нетрудно обойти в открытом месте, и тогда она становилась беспомощной: персы поэтому искали по возможности равнин и старались выманить к ним греческие отряды. Главное искусство Мильтиада при Марафоне, а потом Павсания при Платеях состояло в том, что греческие вожди не дались на этот маневр персов и, напротив, применили тактику, единственно правильную при пользовании стеною железных неповоротливых воинов, и, вместе с тем, удивительно приспособленную к естественным условиям страны. Они открыли настоящий национальный способ ведения войны.
В 490-м и потом в 480-479 гг. прием греков был один и тот же: они становились у тесного выхода, загораживая его фалангой и примыкая ее боками к высотам: в этом оборонительном положении они держались очень долго, пока потерявший терпение враг не бросался в нападение на них: тогда фаланга делала навстречу короткий разбег и стараясь сохранить замкнутые ряды, напирала всей силой своей стены на противника, разрезывала его массу и избивала в рукопашной отдельных воинов; но и в эту решительную минуту она не должна была отважиться слишком далеко, чтобы не остаться с обнаженными боками в случае нового нападения врага. У лучших гоплитов Греции, спартанцев, было правило «не бросаться в преследование разбитого врага, так как важнее сохранить строй, чем избить несколько бегущих». Поэтому сухопутные победы греков над персами не были особенно истребительны для последних: после поражения при Платеях большая часть войска «великого царя» ушла назад через северную Грецию и Фракию в Азию.
В битвах греко-персидской войны ясно выступают два условия: искусное пользование особенностями поверхности родного края и тактическая выдержка ополченцев. Совершенство тактики в то же время отражает общественный порядок и общественное воспитание, сложившиеся в тесном кругу кантональной жизни. Принцип неразрывности фаланги считался настолько важным, что он вошел даже в клятву афинского гражданина: «не покину соседа по строю, с которым мне вместе идти».