Общий характер реформы Клисфеиа Печать
История Греции - Греция

В Афинах в свое время хорошо понимали, что именно Клисфеново устройство создало демократию. Этот взгляд отразился и у Геродота, который непосредственно к характеристике конституции Клисфена присоединил свой знаменитый панегирик демократическим Афинам и великой силе, заключающейся в идеях свободы и равенства.

«Афиняне выросли и стали могучи, и обнаружилось ясно, что за великое дело равноправность и вольная речь... В подчинении у тиранов они плохо работали для общего дела. Достигнув свободы, они проявили огромную энергию, так как каждый мог с полной силой отдаться своей цели». В самом деле, в конституции Клисфена все данные направлены были к тому, чтобы привлечь массу граждан к деятельной роли; она развивала автономию мелких общин и строила на представительстве местных мирков общее управление; она старалась сделать это представительство возможно более равномерным, ввела частую смену и очередь отдельных групп или лиц, служивших представителями местных делений.
В организации Клисфена, замечательной по своей стройности и продуманности, можно различить две группы установлений. Устраивая демы, реформатор, без сомнения, примыкал к существовавшему издавна сельскому устройству. Он, может быть, видоизменил несколько границы этих мелких округов, но невозможно и думать, чтобы сами организации были созданы заново: в этом отношении роль Клисфена заключалась в том, что он заметил жизненное старинное учреждение и сумел им воспользоваться. В других частях законодательства, в организации перемешанных по своему составу фил, в устроении пропорционального представительства, во введении частых очередей и сменяющихся сессий, в симметричности численных отношений — во всех этих сторонах выступает новатор, и притом деятель рационалистического склада, замечательный политический изобретатель. Рационализм и изобретение выражаются не только в том, что он кладет в основу организации сложные, чисто математические выкладки, но и в том, что он решается разорвать с традиционными «святыми» группировками, делениями и именами, что он сдвигает старые мифы и заменяет их искусственными историческими терминами. В этом отражаются своеобразные черты начинающегося «философского» движения и рационалистической критики в тогдашнем мире.