Местное самоуправление в Греции Печать
История Греции - Греция

Усиление крестьянства видно также на другой важной его реформе - введении местного самоуправления. Клисфеновы филы были только политическими единицами, с которыми сообразовывались выборы на должности. Но филы не составляли земских и административных округов. Самоуправление было дано более мелким единицам, на которые распадались в свою очередь триттий: это были демы (общины, коммуны).

Демы Клисфена примыкают к старым поселкам. При введении автономии мелкие поселки были сложены по нескольку вместе в немногие более крупные или присоединены к более крупным. Обратно, главный город и его предместья были разделены на несколько демов. Таким образом, Афины не получили особого цельного столичного управления: в Аттике не образовалось коммуны главного города, как в новых европейских государствах. Город Афины как бы остался географическим понятием: на его территории лишь теснее лежало несколько демов, несколько самостоятельных общин. Это — важная черта: в клисфеновской конституции не было противоположения города и деревни. Деревенские, городские и приморские элементы были перемешаны. Фактически внегородские интересы были даже сильнее представлены. В следующем веке со времени греко-персидской войны образовался перевес в пользу главного города и его гавани: интересы Афин и Пирея обособились. Но это обособление не имело опоры в конституции: оно было результатом одностороннего морского развития государства.
Строение дема представляло известное подобие общинной организации. Ежегодно сменялся выборный староста, который заведовал кассой, собирал взносы и аренду с общинной земли, держал известный надзор за порядком округа, руководил собранием демотов и приводил в исполнение его приговоры; мирской сход проверял его правоспособность при вступлении на должность (докимасия) и снимал с него отчет при сдаче должности так же, как это делало общенародное собрание при избрании и уходе в отставку главных должностных лиц.
Свободные люди местного происхождения входили раньше в состав гражданства через посредство фратрий, старинных союзов, связанных культом. Члены аристократических родов составляли во фратрии привилегированную группу геннетов, особо тесной религиозной корпорации. Все это приходское устройство было оставлено без изменения, но оно потеряло значение для гражданского строя. Принятие в гражданство зависело теперь от дема. Граждане считались прежде всего членами того или другого дема. Они и их потомки обозначились именем того дема, в котором их застала реформа. Демарх держал список граждан, а собрание дема решало тайным голосованием вопрос о принятии в свою среду сыновей граждан, достигших совершеннолетия. Точно так же при чрезвычайной проверке гражданских прав собрание демотов могло выключить из списков тех, кого сочло бы неправильно вошедшими в состав гражданства.
В деме не было никакого следа прежней иерархии прихода. Аристотель говорит по этому поводу, что кандидата на должность отныне спрашивали лишь о принадлежности к дему, для того чтобы новопринятые граждане не были вынуждены обнаруживать свое происхождение указанием своего отечества. Демы, вероятно, в большинстве случаев свободнее относились к допущению новых граждан, чем старые союзы. Поэтому реформа Клисфена могла повлечь за собой значительное расширение состава гражданства и увеличение его на счет метойков, т. е. «обывателей», которых привлекало торговое и индустриальное развитие Аттики.