Конституция Клисфена. Реформа фил Печать
История Греции - Греция

О реформе Клисфена мы можем составить довольно ясное представление. Главные учреждения, введенные им в местном и общем управлении Аттики, оставались в полной силе ко времени атгидографов и Аристотеля. О политической борьбе конца VI в. сохранились весьма живые воспоминания, как видно из ее изложения у Геродота.

Сущность общей реформы Клисфена состояла в уничтожении старых политических группировок и введении новых на их место, как мы бы сказали в перераспределении округов. Раньше гражданство в Аттике разделено было на 4 старинные филы, названия которых повторяются во всех ионийских общинах. Мы не знаем, составляли ли эти филы сплошные территории. Но внутри каждой была организация: филы в целом и их подразделения, триттии (т. е. трети — термин, соответствующий латинской tribus) выступали на выборах сплоченными политическими единицами.
Клисфен заменил эти старые 4 филы и 12 триттийковыми 10 филами и 30 триттиями. Для новых фил были придуманы имена мифических родоначальников, заимствованные из старинной афинской истории. Эти имена были одобрены авторитетным оракулом в Дельфах. Новые филы, предназначенные также служить избирательными округами, были намеренно составлены из разрозненных кусков. При этом реформатор исходил от деления страны на три естественные области. Они у Аристотеля названы: 1) областью около города, т. е. Афин; 2) береговой и 3) срединной. Мы без труда узнаем в них равнину, паралию и диакрию, между которыми было издавна соперничество. Каждая из этих территорий была теперь разделена на 10 частей (триттий новых). Для составления филы брали по одной части (по одной триттий) от каждой территории. Следовательно, в каждой филе был кусок от города Афин или его окрестностей, от внутренней земли и от береговой полосы. Центральные бюро или избирательные залы фил, вероятно, находились в Афинах, но в каждом из 10 центров сходились избиратели из всех трех областей. Это смешение разных элементов населения и составляло главную цель реформы. Дробя их по небольшим округам и соединяя в каждом округе представителей соперничающих групп, реформа Клисфена расстраивала большие старинные группировки по областям и ослабляла их давнишний взаимный антагонизм. Если применить наши современные термины к сравнительно мелким отношениям греческой общины, то реформу можно бы назвать торжеством государственности над провинциализмом, растворением местных интересов в общеполитических задачах.
К изложенному мотиву реформы присоединялись еще другие соображения. Аристотель говорит, что в начале Клисфен в борьбе с другими аристократическими группами был побежден гетериями. Под гетериями можно разуметь свиты, окружавшие крупные аристократические семьи, которые при этом находили опору в родовом и приходском (фратриальном) культе. Гетерии могли много значить и в политических голосованиях при старой группировке населения. Новое дробное деление неизбежно должно было разбить гетерии и этим ослабить аристократию. В дальнейшей истории Афин аристократически роды не выступают более в качестве самостоятельной силы так же, как нет более местных партий, педиэев, паралиев и диакриев.
Наконец, может быть, было еще одно основание реформы, на которое намекает Геродот. Он сравнивает, как мы знаем, обоих Клисфенов: совершенно так же, как старший Клисфен в Сикионе из нерасположения к дворянам отменил общедорийские названия фил, так младший Клисфен, презиравший ионян, уничтожил в Аттике ионийские названия фил. Что означает это презрение Клисфена афинского к ионянам и разрыв номинальных связей с ними? Здесь крылся, может быть, поворот внешней политики. Писистратиды тяготели к ионийскому миру, занимавшему острова и мало-азиатские берега Эгейского моря. Алкмеониды за время своего изгнания завязали отношения в совершенно другой стороне. Они сблизились с дельфийским оракулом, который дал им денежные средства для возвращения в Афины. Отказ от восточных, морских и ионийских связей и обращение к сухопутной политике,- это была целая программа в интересах сельского населения. Мы видим ее скоро на практике. Через несколько лет после реформы Клисфена, вероятно, еще под его руководительством, афиняне повели энергичную завоевательную политику по отношению к ближайшим своим соседям на острове Эвбее и посадили большое число крестьян-колонистов (клерухов) на землях, отнятых у рыцарства города Халкиды.
В таком колебании между движением на восток и развитием морских сил, с одной стороны, а с другой - увеличением сухопутных владений и укреплением своего положения в средней Греции проходит в сущности вся внешняя история Афин в V в. Фемистокл решительно поворачивает на путь, намеченный Писистратидами. Клисфен в промежутке между ними является представителем другой внешней политики. Она опиралась на интересы и на силы главным образом крестьянства Аттики. И конституция Клисфена открывала значительный простор самостоятельной жизни того же класса.