Значение четырех классов Печать
История Греции - Греция

Существование четырех классов все-таки несомненно, к какому бы времени их не относить. Для чего они существовали и что означает упоминаемое Аристотелем допущение зевгитов к архонству в 457 г.?

В двух названиях мы узнаем знакомые гомеровские классы, конных воинов и сельских рабочих. В зевгитах все более или менее согласны видеть крестьян, мелких землевладельцев. Таким образом, за выключением пен-такосиомедимнов, остальные названия классов не что иное, как старые бытовые термины. Допустим, что пентакосиоме-димны, «люди за 500 мер дохода», также составляли стариннос обозначение богачей среди землевладельцев (соответствующее менее определенным выражениям эпоса т. е. popolo grasso). Тогда четыре класса легко разделятся на две пары: в первой будут люди старого военного класса, гомеровские, дружинники, по-средневековому, сеиьеры и их рыцари, составившие потом одно сословие «благородных», дворян; во второй окажутся гомеровские люди ремесленного труда и люди, работавшие на земле, как мелкие землевладельцы, так и батраки. Между этими двумя группами, еще и позднее гомеровского времени, оставалось важное различие относительно военной службы: во второй группе, рабочей, кроме того заметно выделялись мелкие землевладельцы от безземельных. Различие в отношении вооружения и военной повинности и составляло главный смысл естественного разделения на классы, за которыми сохранились старинные бытовые названия.
Когда началась более оживленная политическая жизнь и образовался ряд выборных должностей, к этим должностям стали тесниться люди двух высших военных и имущественных разрядов. Никакой закон не определял за ними такого права; это - был результат фактического положения вещей и продолжение той роли, которую играли в гомеровское время. Людям из класса, трудно было проходить в неоплачиваемые должности, и хотя они добивались определенной доли участия в замещении этих должностей (дележ 583 года), но все же им приходилось доверять защиту своих интересов популярным вождям из среды высшего класса, тиранам. Когда Клисфен ввел представительство всей земли в виде совета Пятисот, борьба за высшую должность утратила острый характер. К этому времени должны были в значительной мере разрушиться старинные классы и сгладиться прежние различия в военном отношении. Конные воины гомеровского времени уступили ополчению пеших гоплитов, а гоплитское вооружение мог приобрести зажиточный крестьянин. Старые классовые названия стали лишь бледным обозначением общих имущественных различий.
Еще позднее после демократической реформы Эфиальта, архонство стало доступно и для людей низших классов; у Аристотеля сохранено даже имя первого зевгата, который прошел в архонты. Но едва ли для этого понадобился закон. Люди небогатые лишь получили фактическую возможность пользоваться правом, которое при демократическом характере общества само собою разумелось. А возможность создавалась вследствие того, что в это время начали вводить вознаграждение за службу, тогда как раньше должности были безвозмездны. С проведением оплаты должностей образовалось принципиальное разногласие между аристократической и народной партией: одни защищали почетную службу, другие - вознаграждение политических обязанностей. В сущности слово тимократия, которое, может быть, возникло лишь во время этого принципиального спора, и означает почетную службу. Аристократическая партия для подкрепления своей аргументации ссылалась на обычаи старины, когда не было жалованья. Историки IV в., и с ними Аристотель, усвоили эту ссылку аристократии. Но они ошибочно предположили, что в старину были также и законы, определявшие господство ценза.