Политическая реформа Солона Печать
История Греции - Греция

Еще труднее сказать что-нибудь определенное о политической реформе Солона, хотя его наделили в этом отношении очень отчетливой ролью.

В сущности было бы всего осторожнее держаться собственного признания Солона, что он дал отдельные гражданские положения по долговому, наследственному праву и т. д. Но патриотическая литература IV в. сделала его основателем демократии: она противопоставляла Солона в качестве идеального политика, с одной стороны, узкой системе аристократии, с другой — эгоистичным тиранам, обратившим доверие народа в свою пользу. Солон изображал собою таким образом мудрую середину, и, казалось, эту мысль подтверждали его собственные слова: в элегиях он заявляет, что занял нейтральное положение между массой народа и высшими классами. Такой взгляд на Солона дал основание связать с его именем важную реформу, в которой и древние, и новые историки видели переходную степень от старинного аристократического строя к демократии.
Предполагаемая тимократия Солона. Именно Солону приписали введение тимократии, т. е. строя, в котором политические права распределены иерархически, соответственно имущественному положению граждан. По Аристотелю и Плутарху афинское гражданство было разделено на четыре класса, по оценке доходности имущества. Ценз первых трех классов был определен минимальным доходом в 500, 300 и 200 мер (медимнов) сыпучих или жидких тел. Этим классам было предоставлено право занятия должностей, как говорит Аристотель, при соблюдении точного соответствия важности сана размеру имущества. Ценз последнего класса  был определен отрицательно; к нему относили всех, кто имел доход ниже 200 мер. Масса их была со времени Солона впервые притянута к публичной деятельности в народном собрании и в судах. Таким образом активное избирательное право было сделано всеобщим, а пассивное ограничено состоятельными классами и подразделено на ступени.
Вот - общепринятая система, изложенная у Плутарха и Аристотеля в качестве реформы Солона. В ней находили разумную уступку массам, удовлетворение честолюбия богатых людей и не аристократического происхождения и бережность по отношению к старым носителям власти, аристократам.