Социальная реформа Солона Печать
История Греции - Греция

В первой группе мер, упомянутой Солоном, еще древние исследователи старались открыть знаменитую сейсахфию.

Но других указаний, кроме слов элегии и факта старого праздника, не было, и толкователи изображали «освобождение от ига» в меру своей социальной фантазии или своего социального опыта. Одни представляли себе умеренную реформу в виде редукции, уменьшения долгов (Аидротион), другие — радикальный переворот, кассирование долгов. Аристотель присоединился к последнему толкованию. Мы уже разбирали вопрос об аграрном положении в Аттике до Солона и об аграрной реформе Солона. Сейсахфия, по нашему мнению, была завершением выкупа крестьянских взносов и повинностей, концом освобождения крестьян. Нам нужно теперь только отметить ее значение в столкновении классов общества.
Возникают вопросы: против кого была направлена мера: кто были те денежные люди, которые стеснили должников и вынуждены были сделать уступки? По Аристотелю это были крупные землевладельцы,а также люди, выдвинутые торговлей, мореплаванием и крупной индустрией. Солон выступал, может быть, как вождь многочисленной раздраженной диакрии против паралиев и крупных землевладельцев; он предложил и провел принудительную ликвидацию различных долговых обязательств, создавшихся вследствие вступления денежного хозяйства: эта мера, внушенная сочувствием к крестьянину, была в экономическом смысле реакционной: она насильственно отбрасывала последствия, вытекавшие из развития денежного хозяйства. Но она была не только моментальным средством выхода из затруднений. Помимо общей долговой амнистии, Солон, по-видимому, провел принципиальную юридическую реформу, изменил долговое право, уничтожив форму долговой кабалы.
Солон не хотел, однако, идти дальше: он считал нерушимым деление классов и не уступил более демократическим требованиям крайнего крыла своей партии: нельзя, впрочем, определить точнее, в чем они состояли.