Социальная политика тирании Греции Печать
История Греции - Греция

Гораздо труднее сказать, что-нибудь определенное о внутренней политике тиранов.

У Геродота имеется по этому поводу обширный материал новелл, романтических легенд, частью занесенных с востока, иногда перефразирующих мифы. Рассказы собственно большею частью лишены места и времени; они часто внешним образом привязаны к имени тиранов только потому, что вожди партий и властители остались в памяти позднейших времен в качестве самых ярких индивидуальностей эпохи. Среди новелл Геродота в этой области есть, впрочем, один рассказ, который принадлежит не столько литературе и мифологии, сколько истории. Это история Клисфена сикионского, который приходился дедом по матери Клисфену афинскому, из рода Алкмеонидов. Геродот близкий к Алкмеоцидам, мог воспользоваться родовыми традициями этого дома: притом то, что он передает о реформах старшего Клисфена, напоминает меры, принятые младшим, а о последних можно говорить уже с большею достоверностью.
В Сикионе были 4 филы. Из них три включали в себя господствующий класс дорийского племени, зкать, происшедшую от завоевателей; подчиненное население местного происхождения, вероятно, более многочисленное, было сбито в одну филу Эгиалеев («береговых»). По Геродоту Клисфен, последний тиран династии Орфагоридов, в течение ста лет правивший в городе, хотел принизить прежних господ, дворян, и поднять остальных обывателей, оттесненных в худшее положение. С этой целью он повел сложную религиозную политику. Он старался, во-первых, разорвать связи сикионских дворян с дворянами других областей, особенно Аргоса; так как у всех дворян были общие названия фил, Клисфен переименовал дорийские филы в Сикионе и наделил их позорными прозвищами, а филу туземцев он назвал, напротив, почетным именем господ. Затем он запретил сказителям публичное исполнение гомеровских песен, так как в них восхвалялся Аргос. В то же время он принял меры, чтобы истребить культ местного национальнодорийского героя Адраста и перенес весь почет и жертвы этого культа на злейшего мифического противника Адрасто-ва, останки которого нужно было для этой цели перевезти издалека, именно из Фив. Наконец, трагические хоры, которые пели в честь Адраста, он отдал простонародному богу Дионису.
Несмотря на некоторую анекдотичность геродотовского рассказа, мы видим в действиях Клисфена целую систему религиозно-социального принижения высших классов. Можно представить себе и материальные последствия такой духовной деградации. Центры культа собирали около себя известные жертвенные общества: очень важно было распределение между ними храмовых имуществ и религиозных приношений; если одни общественные группы лишались своих старых привычных мест соединения, а другие, до тех пор слабые и разрозненные, получали организацию, то это составляло крупное перемещение сил и капиталов в общине. Можно думать так лее, что филы в Сикионе, так же как в Аттике, были голосующими единицами при выборах и в решении общих вопросов, что они представляли как бы избирательные округа. Поэтому меры тирана Клисфена, которые у Геродота приняли вид игры прозвищами, вероятно, носили более серьезный характер и относились к размещению фил в народных голосованиях. Может быть, опозорение дорийских фил, наряду с возвышением туземной филы, означало лишения первых участия в голосованиях или раздроблении их состава. На эту мысль наводит сравнение с реформами Клисфена афинского, который, по-видимому, воспользовался в своих политических комбинациях фамильными традициями. Он тоже оттеснил старые жертвенные союзы новыми соединениями и произвел переименование фил, причем раздробил и разрезал прежние организации с целью ослабить влияние аристократических родов, которые в них господствовали. Замена названий для фил у Клисфена афинского покрывала, таким образом, важную перемену, именно перераспределение избирательных округов, или голосующих групп гражданства. Можно предполагать, что такой же смысл имела реформа фил и у Клисфена сикионского.