Внешняя политика тирании Греции Печать
История Греции - Греция

Очень трудно нарисовать реальными чертами политику тирании.

Больше всего мы знаем о тиранах в общинах перешейка, в Сикионе, Коринфе, Мегаре и в прилегающей к перешейку Аттике. Тирания так и распространяется с юга на север по линии, разделяющей два главные глубоко вдавшиеся залива западного и восточного моря Греции; она последовательно захватывает те общины европейской Греции, которые, благодаря своему положению, широко развили торговлю, мореходство и колонизацию. Тирания именно тесно связана с торговым и колониальным расцветом этих общин. Сколько можно судить, тирания создала формы особенно энергичной и предприимчивой внешней политики в интересах вновь поднимающихся классов. Тираны были военно-промышленными инициаторами и вождями экспедиций, захватов и торговых союзов.
При тиранах Кипселидах Кориф захватывает остров Коркиру и береговые пункты в западной Греции, на востоке основывает Потидею на полуострове Халкидике и становится во главе обширной колониальной группы. Мегара при тиранах той же эпохи заводит торговлю с черноморскими странами, впервые начинает вывозить из Понта хлеб в значительном количестве — что указывает вместе с тем на плотность населения этой сравнительно небольшой общины - и ради обеспечения своего хлебного пути завладевает ключом к Понту, основывая у Босфора Византию и Калхедон. Наконец, в Афинах Писистратиды занимают опорные пункты в разных частях Эгейского моря, устанавливают выгодные договоры с островными тиранами и кладут таким образом основу большому морскому союзу греков и морской державе Афин V в.
У Фукидида в его сжатых социологических характеристиках есть интересное замечание об экономическом характере тирании. «Когда Эллада стала могущественнее и с большей энергией, чем раньше, направила внимание на увеличение денежного богатства, в общинах поднялись тираны, тем более, что и доходы начали возвышаться между тем как раньше были патриархальные цари, пользовавшиеся традиционными подарками, и вот в Элладе возникают флоты и люди все более отдаются морю». Фукидид хочет, по-видимому, сказать, что главную основу смены двух политических форм, патриархальной и: выборной монархии составляет переход от натурального хозяйства к денежному. Под традиционными подарками он разумеет неподвижные доходы, на которые опиралась полурелигиозная власть баси леев; но вот появился новый капитал; благодаря усиленным морским предприятиям и новые предприниматели стали властителями вместо старых сеньеров с: их заповедными имениями.