Религиозная стадия уголовного суда Греции Печать
История Греции - Греция

Наиболее существенная перемена в изучаемую нами эпоху произошла в области уголовного суда за убийство.

В гомеровское время убийство не считалось преступлением и не вызывало вмешательства властей: оно было частным делом родственников и близких убитого и убийцы; от них зависело применить различные средства кровной мести и выкупа. Но уже в позднейших переработках эпоса есть понятие о греховности убийства. Понятие это является в виде мысли, что пролитие крови осквернило убийцу, что он не может теперь приблизиться к богам, пока не очистится от осквернения. Убийца, например, Ахилл, убивший Ферсита (в Эфиопиде), бежит на чужбину не только для того, чтобы укрыться от преследований, но и для того, чтобы совершить очистительные церемонии и примирить с собою высших богов и духов мщения, т. е. духов убитой жертвы.
Эта мысль развивается все более и более: кровь требует искупления и этому правилу должны подчиняться сами боги: бог Аполлон, убивая злого демона Пифона, совершает подвиг, и все же он должен очиститься и искупить грех кровопролития. В смысле такого искупительного акта стали истолковывать ту унизительную службу, тот рабский труд, который по мифам, несут Аполлон, Геракл и т. д. Очистительные действия подобного рода не имели внешней обязательности: виновный мог уклониться от них. Но тогда на него падало религиозное проклятие, его отлучали от религиозных актов. Он становился, как выражается римский судебно-религиозный язык, т. е. клейменный богами, окаянный. Это имело и гражданские последствия: отлученный лишался покровительства богов и вместе с тем охраны союза, к которому принадлежал: его предоставляли врагам как беззащитную жертву.
Вот первая форма наказания, которую можно было бы отнести к религиозной стадии в развитии уголовного права. Руководящая роль в направлении известного хода мысли и в совершении определенных актов принадлежит в эту пору жрецам или гадателям. Нередко вся система идей и актов исходит от определенного культа или святилища: в данном случае, очень возможно, пропаганда идей примыкала к культу Аполлона и его святилищу в Дельфах. Для этой ступени характерна еще одна черта: общее мнение признает особые священные места, так или иначе отмеченные религиозным событием и присутствием богов, места убежища, где виноватый получает предварительную охрану божества, чтобы можно было начать очистительные церемонии.