Право в Греции, определяющее условия обмена Печать
История Греции - Греция

Прежде всего необходимо было определить нормы для тех отношений, которые создавались вследствие развития обмена.

В промышленных общинах видную роль заняло рабство. Оно сложилось в целое учреждение. Рабовладельцы претендовали на известные права и протестовали против отклонений. Но с их стороны могли быть также различные злоупотребления по отношению к свободным. Писанные законы ограждают права рабовладельцев и регулируют учреждение рабовладения; в то же время они запрещают насильственное, неправильное обращение в рабство, похищение свободных для превращения их в рабов, а также похищение чужих рабов, как известного вида собственности.
Далее писаные законы регулируют различные обязательственные отношения, вытекающие из обмена. Но здесь заметна существенная разница между отдельными общинами. Так, например, в Локрах, заметно недоверчивое отношение к явлениям денежного хозяйства. В подобных земледельческих колониях боятся последствий слишком развитого обмена: законодатель, видимо, хлопочет о том, чтобы не поднимался особый купеческий класс: он запрещает всякую посредническую торговлю, крестьянин должен сам продавать свои продукты. Консервативный характер носит также другое постановление в Локрах: контракты писаные не признаются, законную силу имеют лишь те договоры, которые, по-старинному, заключены в присутствии свидетелей. Для этой ступени культурного развития очень характерно также постановление Питтака в Митилене: купеческая сделка имеет силу лишь в том случае, если она заключена в присутствии басилея или высших сановников, пританов. Иначе, чем обычаи Локр, относилось к промышленным делам законодательство Харонда, выработавшееся в торговых халкидских городах Италии и Сицилии, оно, сколько можно судить, подробно определяло различные условия коммерческих отношений.
Среди развития денежного хозяйства очень важное место должно было занять долговое право. Старинная форма взыскания с несостоятельного должника заключалась в том, что кредитор обращал его в рабство, эксплуатировал его личный труд, или иначе реализовал свой долг посредством продажи должника в рабство. Это жесткое право долговой кабалы в Афинах, по крайней мере, осталось не отмененным при составлении первой записи: уничтожение старого долгового права принадлежит эпохе второго законодательства — солоновского.