Государство.Крижанич. Печать
Статьи - Хозяйство XV-XVII вв.

Но, пожалуй, наиболее оригинальное и самостоятельное место в идеологическом обосновании и оформлении передовых стремлений русского общества второй половины XVII в. занимает учёный хорват, переселившийся в Москву, — Юрий Крижанич. Он является одним из первых проповедников идеи объединения славянства под руководством России. В Москве (а затем в Сибири, куда оп был выслан) Крижанич не занимал никакой официальной должности, но вёл большую литературную деятельность в области политических и экономических вопросов.

 

В основном своём труде «Политика», написанном на хорватском языке, Крижанич развивает последовательную теоретическую систему экономических мероприятий, необходимых для прогрессивного экономического развития России и русского народа. Наблюдая жизнь Русского государства, он с точки зрения европейца и убеждённого поборника интересов славянских народов резко осуждает наблюдаемые им неурядицы и неполадки, предлагая средства к их устранению.

Крижанич исходит из понятия «просвещённого абсолютизма» и решающей роли государства и государя в хозяйственной жизни страны и в поднятии благосостояния народа.

«Богато королевство — богат король, богат король — богато королевство». Богатым государство делается от наличия золотых, серебряных и других руд, от обилия предметов потребления («драгим каменном, шёлком, шерстью, льном, кожею»), предметов продовольствия (мёда, вина, хлеба, сахара, скота и пр.), «а наипаче богато чудовно и сильно», где «цветёт всякое рукоделие, тежачество (земледелие) и великое морское торговство». Для развития ремёсел и особенно наиболее важных — по обработке металлов, кож, тканей и др. — Крижанич предлагает организацию цехов, введение самоуправления, распространение технических знаний. Для поднятия сельского хозяйства он предлагает разведение огородных культур, садов, лекарственных и технических растений, разведение хороших пород скота. Усиленно рекомендует поиски и разработку руд. Для обучения ремёслам, рудному делу, новой агротехнике он рекомендовал издавать «добрые книги, кои пишут обо всём том». Самое важное значение он придаёт развитию торговли, особенно внешней. Крижанич считал, что внешняя торговля должна находиться в руках царя и вестись его именем, чтобы иностранные купцы не захватили торговлю в свои руки, так как «от всего горший промысел и земли разорение есть инородское торгование». Крижанич резко осуждал многие стороны руоекого строя, быта и экономики. Он указывает прежде всего, что «сие преславное государство, будучи так широко и безмерно долго, однако от всех сторон заперто в торговании». Отсюда он оправдывал стремление России к незамерзающим портам Прибалтики.

Крижанич яркими словами описывал недостатки современного ему московского общества — самомнение русских высших классов, их леность и невежество, бедность и некультурность русской жизни. Образованный и тонко чувствующий славянин-патриот, считавший, что Россия должна стать во главе объединения всего славянства, он болел душой за все эти недостатки Русского государства. Он ненавидел немцев за их борьбу со славянством и резко осуждал «ляхов» (поляков).

В соответствии с требованиями эпохи зарождающегося абсолютистского государства и формирующейся буржуазии Крижанич решающую роль в преобразовании общественной и экономической жизни отводил государю и государству. Требуя реформ всего общественного строя, он считал, что государь должен стать преобразователем всей общественной и экономической жизни народа и его быта — от земледелия, ремёсел, торговли до покроя платья, до бритья бород, фасона шапок, домашней мебели, манер, внешнего обращения и новых нравственных понятий.

Обычно идеи Крижанича толкуются как идеи меркантилизма более позднего периода «торгового баланса» и «мануфактурной системы». Из сказанного видно, что его идеи были более всесторонни и всеобъемлющи. Идеология, экономические теории и экономическая политика Крижанича предвосхищали идеи Петра I. Сочинения Крижанича были хорошо известны при дворе московских государей, имелись в царской библиотеке, и очень вероятно, что с ними был знаком и Пётр I .