Зарождение буржуазной идеологии. Печать
Статьи - Хозяйство XV-XVII вв.

Зарождение буржуазной идеологии. Русское передовое крупное купечество XVII в. в своём стремлении устранить господство иностранцев во внешней и внутренней торговле и захватить в свои руки внешнюю, транзитную и внутреннюю торговлю играло прогрессивную роль, стараясь предохранить Русское государство от превращения его в колонию европейского капитала.

Русские купцы учреждали собственные конторы русских торговых фирм в Швеции, Голландии, Англии, Китае, Персии и, несмотря на ряд неблагоприятных условий, самостоятельно и успешно вели свою торговлю. Внутри страны, на главных транзитных и внешнеторговых путях — в Нижнем-Новгороде, Астрахани, Архангельске, в Сибири — также организовались крупные торговые предприятия, закладывая основы национального русского торгового, а затем и промышленного капитала.

Эти стремления и новые принципы торгово-промышленной деятельности русского купечества и русского правительства в XVII в. обычно трактуются как проявление общепризнанной тогда на Западе политики меркантилизма. Несомненно, что идеи меркантилизма хорошо были известны как русскому правительству, так и передовому крупному русскому купечеству и из их практики торговых сношений с иностранными государствами, и теоретически — из ознакомления с сочинениями меркантилистов.

Передовые люди Русского государства XVII в., как А. Л. Ордин-Нащокин, К. П. Нарышкин, А. С. Матвеев и др., владели иностранными языками, у них имелись библиотеки сочинений иностранных авторов и в частности меркантилистов. Распространению идей меркантилизма способствовали также многочисленные иностранные предприниматели и торговцы, которые принимали активное участие в организации промышленности и торговли Москвы и пользовались большим влиянием в правительственных и торговых сферах (Марселис, Виниус, Акема, Мерик, Трон и многие другие, жившие в большом числе в «немецкой» слободе в Москве). Они вместе с русским купечеством, например, были привлечены к участию в выработке «Новоторгового устава», составленного под руководством одного из самых выдающихся и образованных людей Москвы XVII в.—Ордин-Нащокина. Устав этот явился отражением идей меркантилистической политики, требующей положительного баланса от внешней торговли. В применении к русским условиям это означало усиление борьбы русского купечества с «засилием» иностранных купцов. Однако русский меркантилизм не был отражением меркантилистических идей, господствовавших на Западе, а представлял в основном оригинальное национальное явление. Он явился результатом экономического развития России, идеологическим отображением этого развития на определенном историческом этапе.