Развитие народного образования в 1971 —1985 гг Печать
История СССР - СССР-новые исторические рубежи

Значительное место в деятельности КПСС и Советского правительства занимала работа но совершенствованию системы народного образования, по повышению роли культуры и искусства в коммунистическом воспитании советских людей.

С начала 70-х годов в стране развернулась работа по созданию условий для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы. Была увеличена численность учительских кадров. Предпринимались шаги по совершенствованию школьных программ. В них включались разделы, которые отражали основные направления развития современной науки и техники. В годы десятой пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Были созданы широкие возможности для обучения и воспитания подрастающего поколения. В стране действовало свыше 140 тыс. общеобразовательных школ, широкая сеть профессионально-технических училищ. Вместе с тем в методах образования и воспитания учащихся имелись определенные недостатки, не на должном уровне находилось трудовое воспитание. Проводимые в стране меры по ускорению прогресса общественного производства, по его переводу на интенсивную основу требовали улучшения качества образования и коммунистического воспитания молодежи.
В апреле 1984 г. Верховный Совет СССР утвердил Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Главная цель реформы заключалась в том, чтобы привести систему народного образования в соответствие с возросшими общественными потребностями. Реформа определила конкретные пути улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения. Предусматривалось повышение качества профессиональной ориентации учащихся, более углубленное сочетание обучения с производительным трудом. Намечались меры по совершенствованию системы профессионально-технического образования, укреплению материальной базы профтехучилищ.  Постоянное внимание КПСС и Советского правительства к совершенствованию системы народного образования вело к повышению общеобразовательного и культурного уровня советских людей. Если в 1970 г. лишь 59 % рабочих и 39,3 % крестьян имели среднее (неполное и полное) и высшее образование, то к 1985 г. их удельный вес повысился соответственно до 82,5 и 69,5 %. Это означало, что в указанные годы шел интенсивный процесс сближения уровня образования различных социальных слоев советского общества. Рост промышленного потенциала страны, углубление научно-технического прогресса, начавшийся перевод сельского хозяйства на промышленную основу потребовали увеличения масштабов подготовки командных кадров советской экономики. Партия и правительство приняли ряд постановлений, направленных на улучшение подготовки специалистов для народного хозяйства. В них обращалось первостепенное внимание на необходимость улучшения теоретического и практического обучения в вузах страны. Была расширена сеть вечернего и заочного образования. Осуществлялись меры по улучшению социального состава молодых специалистов. Предоставлялись льготы для поступления в вузы лицам, которые пришли на учебу с производства или после демобилизации из Советской Армии. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов — почти в два раза больше, чем в 1970 г.
Большое внимание КПСС и Советское правительство уделяли идеологической, политико-воспитательной работе. Принимались меры по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. В 1983 г. в стране действовало 133,2 тыс. библиотек и 138 тыс. клубов. Увеличилось количество киноустановок в городе и на селе, число музеев. Это создавало благоприятные условия для широкого приобщения советских людей к знаниям, культуре. Важную роль в формировании марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся играли печать, радио, телевидение. В середине 80-х годов разовый тираж газет составлял более 185 млн. экз., аудитория советского телевидения превышала две трети населения страны.