Изобразительное искусство в России во второй половине 19 века Печать
История СССР - Россия в период капитализма

В прогрессивном русском искусстве в середине XIX в. прочно утвердились критический реализм и национальное начало.

Крупнейшие русские художники второй половины XIX в. стояли на позициях демократической эстетики, развитой в трудах Н. Г. Чернышевского и В. В. Стасова. Внимание художников сосредоточилось на жизни народа. Они показывали его страдания, тяжелый труд, обличали пороки общественного строя, воспевали героику народной борьбы и стремились раскрыть сложный внутренний мир человека. Шедевры, созданные такими художниками, как В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. В. Верещагин и др., принесли русскому изобразительному искусству мировую славу и признание.
Утверждение реалистического направления в изобразительном искусстве шло в борьбе с традициями официального, казенного искусства, цитаделью которого была Академия художеств. Академизм сдерживал рост русского искусства; в Академии господствовал дух монархизма, поповщины, низкопоклонства перед европейским искусством. Борьба с академизмом вылилась в острую форму, когда в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии отказались от участия в конкурсе на золотую медаль. Молодые художники протестовали против подавления свободы личности и навязывания обязательных сюжетов. Вдохновителем группы был И. Н. Крамской.
Покинув Академию, 14 выпускников создали в Петербурге «Артель художников», организовавшую свой труд и быт по образцу коммуны Н. Г. Чернышевского. Это было своеобразное профессиональное и идейно-художественное объединение. Однако через 7 лет в результате возникших разногласий артель распалась. На смену ей пришло новое объединение. В 1870 г. образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». В него вошли крупнейшие русские художники — Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге и др. Их творчество — это особое направление в истории русского изобразительного искусства, идейно связанное с демократическим движением в России. Передвижники хотели освободить искусство от казенщины, приблизить его к народу, развить национальные особенности и традиции. Они стояли на позициях критического реализма, демократической эстетики и народности. Развертывая просветительную деятельность, передвижники устроили около 50 выставок в Петербурге, Москве, в Киеве, Харькове, Риге, Орле и в других городах. В числе передвижников были художники Украины, Латвии, Армении. Они оказали большое влияние на развитие своего национального изобразительного искусства. Расцвет деятельности «Товарищества» падает на 70—90-е годы, хотя объединение просуществовало до 1923 г. Для передвижников характерно разнообразие жанров: социально-бытовой, портретный, исторический, батальный, пейзажный.
Наиболее яркой фигурой среди передвижников был И. Е. Репин. Мастерский рисунок, непревзойденный колорит, умелая композиция, непрерывное стремление к совершенствованию, единство идейного содержания и художественной формы — таковы основные характерные черты творчества Репина. Он равно владел всеми жанрами. Картины Репина воспевают героическое прошлое народа, его стремление к свободе; они обличают социальную несправедливость и тяжелое положение народа, ничтожество и тупость бюрократии, деспотизм и самовластье. Положительный герой Репина — революционер, борец за счастье народа («Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходка», «Отказ от исповеди»). Тонкий психологический дар Репина раскрылся в его великолепной галерее портретов (Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, И. М. Сеченова и др.). Творчество И. Е. Репина — это особый этап в истории русского изобразительного искусства.
К концу XIX в. значение и влияние передвижников в художественной жизни падает. В изобразительном искусстве появились новые направления, развивавшие основные принципы критического реализма, по-новому откликавшиеся на животрепещущие вопросы современности. Крупнейшим художником последней трети XIX — начала XX в. был В. А. Серов. Он создал ряд шедевров мировой живописи, потрясающих своей правдивостью, психологической глубиной, великолепным колоритом, мастерским владением рисунком и светом («Девочка с персиками», портреты Ф. Ф. Юсупова, М. Н. Ермоловой и др.).
Бурный расцвет живописи, усиление интереса к национальному искусству вызвали широкое коллекционирование картин отечественных художников. В результате деятельности крупнейших коллекционеров и меценатов 1 были созданы великолепные собрания произведений искусства, положившие начало Третьяковской галерее (по имени коллекционера П. М. Третьякова) и Русскому музею, открытому в Петербурге в 1898 г.
Одним из крупных скульпторов во второй половине XIX в. был А. М. Опекушин. Его памятник А. С. Пушкину, открытый в Москве в 1880 г., является гордостью русской монументальной скульптуры. Большое влияние на развитие скульптуры оказал М. М. Антокольский. Образы героев русской истории позволили скульптору передать дух народа, человеческую душу, веру в прекрасное будущее России («Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I» и др.). В скульптуре, как и в живописи, во второй половине XIX в. определяющее воздействие оказывал критический реализм.
Связь изобразительного искусства с жизнью и бытом народа, с потребностями общественного развития обусловила его расцвет во второй половине XIX в. Деятельность лучших представителей науки, литературы, изобразительного искусства, театра и музыки обогатила сокровищницу мировой культуры и выдвинула культуру России на одно из первых мест в мире.