Музыка в России во второй половине 19 века Печать
История СССР - Россия в период капитализма

В 60—80-е годы XIX в. русская музыка переживала взлет в своем развитии.

Появилась целая плеяда талантливых музыкантов. В начале 60-х годов в России сложилась творческая группа молодых композиторов, в которую вошли М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Это объединение композиторов музыкальный критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». Композиторы «Могучей кучки» изучали и популяризировали отечественную народную музыку. Будучи новаторами, они создавали оперы из истории русского народа, использовали в своем творчестве русские народные песни, а также песни и мелодии других народов России (таковы, например, «Шехерезада» Римского-Корсакова, «Половецкие пляски» Бородина и др.).
Мировое признание получил выдающийся композитор П. И. Чайковский. Семь симфоний, три балета, несколько опер, более 100 романсов, симфонические поэмы, концерты, пьесы составляют музыкальное наследие композитора. Он создал жанр русской лирико-драматической симфонии. По своему мировоззрению, пониманию задач музыкального искусства Чайковский был близок к «Могучей кучке». Его музыке свойственны тонкий лиризм, гуманизм, редкая сила эмоционального воздействия.
Крупнейшими центрами развития музыкального искусства в России во второй половине XIX в. являлись Петербургская и Московская консерватории, профессора н ученики которой сыграли исключительную роль в развитии музыкальной культуры в России и принесли мировую славу русской музыке.