Просвещение в России во второй половине 19 века Печать
История СССР - Россия в период капитализма

Во второй половине XIX в. огромная жажда знаний охватила широкие массы народа.

Уровень грамотности в России в пореформенный период заметно повысился с 6 % от общей численности в начале 60-х годов до 21 % в 1897 г.
Земские школы существовали на средства земств; здесь, как правило, работали передовые учителя, усвоившие лучшие достижения педагогической мысли. В созданных правительством церковно-приходских школах подрастающее поколение воспитывали в духе покорности и религиозности. В этих школах обучали письму, чтению, счету и, главное, закону божьему. Церковно-приходские школы царизм использовал в проводимой им политике русификации в национальных окраинах.
Революционно-демократические круги использовали воскресные школы для развертывания революционной пропаганды среди рабочих. Поэтому полиция строго следила за преподаванием и составом преподавателей, закрывала школы при малейшем подозрении.
В среднем образовании также существовало несколько типов школ. В городах были сосредоточены средние школы: классические и военные гимназии; реальные, коммерческие, военные и духовные училища; женские гимназии и институты благородных девиц. Доступ в гимназию для детей городской бедноты всячески затруднялся; если не было свидетельства об окончании гимназии, нельзя было поступить в университет. Число учащихся средних школ в России было очень низким — один учащийся на 564 человека. Среднее образование в России не удовлетворяло потребности страны.
Учитывая интересы развития капиталистического производства, правительство вынуждено было расширить сеть высших учебных заведений. Во второй половине XIX в. открылись два новых университета (в Одессе и Томске), сыгравших большую роль в развитии науки и образования на Украине и в Сибири. Кроме университетов в крупных промышленных центрах России (Петербурге, Москве, Риге, Киеве, Харькове) открылись 30 специальных высших учебных заведений: сельскохозяйственные, инженерные, горные, лесные и т. д. В 70-х годах под давлением общественности правительство разрешило открыть высшие учебные заведения для женщин (высшие женские курсы)
Несмотря на тяжелые общественно-политические условия, просвещение в России во второй половине XIX в. добилось существенных успехов по сравнению с дореформенным временем.