Архитектура в эпоху империализма Печать
История СССР - Россия в период империализма

На развитие русской архитектуры начала XX в. существенное влияние оказали утверждение капитализма и новейшие достижения градостроительной науки и техники.

В это время стали возводить новые промышленные, торговые, транспортные и административные сооружения, многоэтажные жилые доходные дома. Огромные масштабы строительства стимулировали использование новых материалов: металла и железобетона, т. е. каркасных конструкций, дающих небывалую свободу пространственных форм.
Облик крупнейших промышленных городов России значительно изменился в конце XIX— начале XX в. Росло благоустройство центральных городских районов, где жили представители верхов общества. На окраинах городов строились огромные заводские корпуса, вокзалы, склады и рядом с ними мрачные, тесные казармы для рабочих.
На основе новых технических достижений и творческих исканий зодчих сложился новый архитектурный стиль — модерн с характерной для него асимметрией и закругленностью линий, свободной планировкой и пластичностью форм, единством декора и интерьера, красочными панно, мозаикой и цветными витражами, усиливающими живописный эффект здания. Модерн возник как отражение социальной психологии эпохи империализма, как протест против практицизма, позитивизма и антиэстетичности буржуазного общества. Однако попытки архитекторов и декораторов (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль) преодолеть противоречие между художественным и утилитарным (практическим) началом, ввести искусство в повседневную жизнь человека были утопичны в условиях капиталистического общества. Поэтому творческие поиски новых пространственных форм, пластических и цветовых решений привели в начале XX в. к перерождению модерна и к появлению неорусского стиля и неоклассицизма.
Неорусский стиль проявился в основном в церковных п крупных общественных сооружениях (архитекторы А. В. Щусев, В. А. Покровский). Стилизованное воспроизведение древнерусских храмов, подчеркнутое обыгрывание отдельных деталей барокко, свобода трактовки исторических мотивов позволили создать своеобразные модернизированные образы, богатые пластической выразительностью.
Архитекторы, строившие в стиле неоклассицизма (И. А. Фомин, И. И. Рерберг, И. В. Жолтовский), стремились возродить основные принципы архитектурной классики: подчеркнутая монументальность, парадность, строгая симметрия, лаконизм, простые ритмы и предельная выразительность декоративной отделки.
В целом для архитектуры России начала XX в. был Карактерен эклектизм, сочетание модерна с традициями средневекового национального зодчества и попытками оживить принципы классицизма.