Изобразительное искусство, скульптура, театр в эпоху империализма Печать
История СССР - Россия в период империализма

В изобразительном искусстве, так же как и в литературе, наблюдалось развитие различных художественных направлений.

Реалистические и демократические традиции в русской живописи продолжали И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и др.
В живописи декадентство было представлено группой художников, примыкавших к журналу «Мир искусства» (1893—1904). К этой группе принадлежали критик А. Н. Бенуа, художники Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др. Эстетической программой «Мира искусства» был индивидуализм, культ утонченного и крайне субъективного художественного восприятия. Это привела некоторых участников объединения к сужению и ограничению тематики их произведений. Однако часть представителей этого направления сумела сочетать реалистическую тенденцию и русскую художественную традицию с новыми формами. Произведения М. А. Врубеля, Б. М. Кустодиева, И. Я. Билибина и других прочно вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.
Скульптура. Для русской скульптуры начала XX в. были характерны острый психологизм, социальные мотивы и драматизм содержания, внутренняя экспрессия и пафос революционной борьбы, пластическая ясность и выразительность форм, богатство светотеневых контрастов. В ряде произведений А. С. Голубкиной («Железный», «Рабочий») и С. Т. Коненкова («Камнебоец», «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин») созданы обобщенно-символические образы рабочего и борца революции; в их творческих поисках отразились попытки возродить в переработанном и переосмысленном виде мотивы русской деревянной народной скульптуры, в образах фольклорно-сказочных героев выразить богатство духовного мира человека. Вся жизнь и деятельность этих выдающихся скульпторов была тесно связана с революционным народом: например, Л. С. Голубкина преподавала на Пречистенских рабочих курсах в Москве, распространяла нелегальную революционную литературу, держала явочную квартиру, С. Т. Коненков помогал большевикам, выполняя разные поручения. В 1905 г. А. С. Голубкина создала первый в России скульптурный портрет К. Маркса.
Начало XX в. характеризуется новым подъемом русского театрального искусства. Он связан с именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Ф. Комиссар-женской. Созданный в 1898 г. Московский Художественный театр стал широко пропагандировать новый репертуар и новаторскую школу сценической игры. На сцене театра шли пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, Л. Н. Толстого. И нем формировалось творческое лицо таких замечательных актеров, как В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. Г. Савицкая, О. Л. Книппер-Чехова и др. В. Ф. Комиссаржевская создала свой театр (1904), где, так же как и в Художественном, репертуар пополнялся за счет современных пьес А. П. Чехова, А. М. Горького, Г. Ибсена. В Малом театре продолжалась сценическая деятельность замечательной русской драматической актрисы М. Н. Ермоловой.
Значительный подъем произошел в оперном и балетном искусстве. Появилась блестящая плеяда оперных певцов: I и Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. В балете блистали талантливые имена А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского.