Литература и искусство в эпоху империализма Печать
История СССР - Россия в период империализма

Напряженно, в острых столкновениях и борьбе направлений протекала в начале XX в. литературная жизнь.

В ней, как в зеркале, отразились сложнейшие процессы, происходившие в тот период в России. Продолжалась плодотворная деятельность писателей. Выработка новых эстетических программ, связанных с наступлением нового исторического периода в России, проходила под влиянием творчества Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова. Эти писатели, оставаясь верными методу критического реализма, подняли его Не небывалую высоту. Л. Н. Толстой в романе «Воскресение» сделал главным объектом изображения «низы» общества. В центре внимания А. П. Чехова — простые люди: крестьяне, мелкие чиновники, разночинцы. Болью за судьбу народа полны произведения В. Г. Короленко.
Творчеством А. М. Горького началось формирование социалистического реализма в литературе России. Горький стал первым русским пролетарским писателем. В его романах и пьесах рабочий впервые предстал как новый герой и. гории. Эстетическая программа Горького была сформулирована в пьесах «На дне», «Дачники», «Дети солнца». Он осудил интеллигенцию, замкнувшуюся в «башне из слоновой кости», и призвал ее творить для народа. В годы революции 1905—1907 гг. Л. М. Горьким создано выдающееся произведение социалистического реализма — роман «Мать», в котором впервые в литературе изображены борьба революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека.
Творчество писателя В. В. Вересаева отразило крах народнической идеологии, искания русской интеллигенции, ее обращение к марксизму и революции.
На рубеже XIX—XX столетий в литературе появилось новое, декадентское направление, для которого были характерны упаднические настроения, чувство безнадежности, индивидуализм и неприятие жизни. Источником декадентства был кризис буржуазной идеологии, растерянность перед социальными контрастами и развивающейся революцией. В России декадентство отразилось в творчестве поэтов-символистов — Д. Мережковского, 3. Гиппиус, позднее — в поэзии К. Бальмонта, в прозе Ф. Сологуба.
Революция 1905—1907 гг. заставила многих писателей и поэтов перейти на более активные жизненные и идейные позиции. Это относится к поэтам В. Брюсову и А. Блоку.
В обстановке кризиса символизма появилось новое направление в литературе и искусстве — футуризм, отрицавший классическое наследие прошлого, выступавший против общепризнанных форм поэзии и живописи. Одним из представителей футуризма был ранний В. В. Маяковский.