Образование в эпоху империализма Печать
История СССР - Россия в период империализма

В конце XIX в. в России начальное образование делилось на светское и церковное.

Светское образование было подчинено министерству народного просвещения, которое контролировало деятельность земских и городских народных школ. Особая роль в деле образования народных масс принадлежала земствам, которые Воздали широкую сеть начальных школ в деревне. Церковь, заботясь о религиозном воспитании народа, имела пищ церковно-приходские школы (курс обучения — три года), известные консерватизмом и реакционностью.
Средние учебные заведения были разделены на классические гимназии и реальные училища. В центре классического образования стояли древние и иностранные языки, гуманитарные предметы. Реальное образование делало упор на естественные науки. По-прежнему среднее образование было фактически сословным и являлось привилегией господствующих классов.
Образование в России в начале XX в. не было обязательным, хотя этот вопрос и поднимался передовыми кругами интеллигенции. Кроме того, обучение было платным. Условия жизни простого народа, особенно крестьян (необходимость использования детского труда в деревне, отсутствие средств), препятствовали получению даже начального образования. В начале XX столетия около 10 млн. детей оставались вне школы. По уровню грамотности Россия в значительной степени отставала от передовых западноевропейских государств и США. В целом к 1917 г. около 25 % мужского населения оставалось неграмотным. Еще выше этот процент был среди женского населения. Особенно тяжелым было положение в национальных окраинах. Политика, проводимая там царизмом (запрещение преподавания на национальных языках), вела к поголовной безграмотности населения Средней Азии. Так, на рубеже XIX—XX вв. в Средней Азии среди коренного населения грамотных было всего 2,6 %.
В начале XX в. продолжалось развитие высшего образования в России. Быстро увеличивалось число студентов, росло количество учебных заведений, повышалась роль естественных и технических наук. На рубеже XIX—XX вв. открылись новые сельскохозяйственные, медицинские, учительские институты. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
В высших учебных заведениях шла упорная борьба передовой профессуры и студенчества с самодержавием и реакцией, поповщиной, мракобесием, т. е. со всем тем, что мешало подлинному образованию студенческой молодежи. Студенты принимали активное участие в революционной борьбе России. «Известная часть студенчества,— писал В. И. Ленин,— хочет выработать себе определенное и цельное социалистическое мировоззрение» (Поли. собр. соч. Т. 7. С. 355). Наиболее сильные выступления студентов проходили в 1899, 1901, 1902, 1905 гг. Наряду с чисто академическими студенты выдвигали и общедемократические требования. Самодержавие жестоко подавляло студенческое движение. Лишение казенных стипендий, исключение из высших учебных заведений, отдача студентов в солдаты — такими мерами правительство пыталось пресечь студенческие выступления.
Большевики и передовая интеллигенция боролись за то, чтобы простой народ имел доступ к образованию. Одним из учебных заведений для широких народных масс стали Пречистенские рабочие курсы (в Москве), открытые в 1897 г. Преподавание для слушателей, в основном для рабочих, велось передовой профессурой Московского университета. Царское правительство, боясь революционной пропаганды, не одобряло подобного рода просветительские организации. Характерно, что в числе преподавателей, не утвержденных начальством, был ученый-физиолог И. М. Сеченов.
В 1908 г. был открыт Московский народный университет, основанный на средства либерально настроенного золотопромышленника А. Л. Шанявского и получивший его имя. Благодаря деятельности университета им. А. Л. Шанявского десятки тысяч простых людей были приобщены к научным знаниям. Народный университет сыграл значительную роль в демократизации научных знаний, в борьбе против реакционных течений в русской науке. Университет превратился в один из центров революционной работы молодежи Москвы.
Несмотря на некоторые достижения в области просвещения, связанные с деятельностью передовой интеллигенции, народное образование в царской России оставалось на низком уровне. Подлинные возможности для широкого образования народные массы получили лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.