Развитие народного образования в 50-е годы в России Печать
История СССР - Развитие социалистического общества

В период Великой Отечественной войны был нанесен большой ущерб материально-технической базе культуры.

Фашисты разрушили десятки тысяч школ, сотни вузов, уничтожили большое число клубов и музеев. Восстановление очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий. Оно продолжалось и в первые послевоенные годы. Большое значение имело выделение культурного строительства в особую отрасль государственного управления. В 1953 г. было создано Министерство культуры СССР и его органы на местах.
В основу политики культурного строительства были положены указания В. И. Ленина о том, что подъем общеобразовательного и культурного уровня трудящихся является важнейшим условием повышения производительности труда.
Широкое развитие в послевоенные годы получили школы рабочей молодежи. Они дали возможность завершить школьное образование тысячам подростков, которые в период войны вынуждены были прервать учебу. К концу четвертой пятилетки число учащихся в школах рабочей и сельской молодежи достигло 1,4 млн. человек. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки молодых рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. За 1946—1950 гг. дни подготовили около 3,4 млн. рабочих.
С 1949/50 учебного года был начат прерванный войной переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению. В 50-е годы продолжала расти сеть средних общеобразовательных школ. За 1951 —1958 гг. она увеличилась в 2 раза; число учащихся к концу 50-х годов превысило 16 млн. человек.
Выполнение послевоенного плана развития народного хозяйства потребовало большого количества специалистов с высшим и средним образованием. В связи с этим был увеличен прием студентов в вузы. Были открыты новые педагогические институты. Это позволило увеличить численность и улучшить квалификацию учительских кадров.
XX съезд КПСС обратил внимание работников школ на необходимость укрепления связи преподавания с жизнью. Решения съезда предусматривали меры по политехнизации школы. В частности, предполагалось знакомить учащихся с важнейшими отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства.
В целях повышения качества обучения были пересмотрены учебные программы. В начальных классах средней школы вводилось преподавание ручного труда. Для учащихся пятых — седьмых классов были организованы занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках, для старшеклассников — практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. Эти меры должны были помочь школьникам приобрести практические навыки в области промышленности и сельского хозяйства.
К концу 50-х годов в стране назрели экономические предпосылки перестройки всей системы народного образования. Главным направлением перестройки должна была стать еще более тесная связь обучения с производством.
В 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем раз-питии системы народного образования в СССР». Согласно этому закону, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Школа должна была давать учащимся наряду с основами общеобразовательных дисциплин и политехнические знания.
Совершенствовалась система профессионально-технического образования. Техническое перевооружение промышленности, внедрение в производство новых типов машин и оборудования предъявляли к рабочему все более высокие требования. Для улучшения подготовки квалифицированных кадров для промышленности были созданы технические училища. На них возлагалась задача подготовки рабочих и младшего технического персонала из числа молодежи, имеющей полное среднее образование.
В 50-е годы продолжало развиваться высшее образование. В целях более рационального размещения учебных заведений и приближения их к производству открылись новые вузы и техникумы в восточных районах СССР. В течение 1946—1958 гг. в стране было подготовлено около 7 млн. специалистов.