Русская культура в первой половине 19 века - театр и музыка Печать
История СССР - Период феодализма

В первой половине XIX в. происходило становление реализма на русской сцене, связанное с утверждением реализма в литературе.

С развитием драматургии Грибоедова, Пушкина, Гоголя на сцене все более прочное место занимает реалистическая драма. Ее успеху во многом способствовала деятельность Малого театра в Москве. В его искусстве сочетались две линии — революционный романтизм, крупнейшим представителем которого стал П. С. Мочалов, и реализм, основоположником которого был великий русский актер М. С. Щепкин. На сцене Малого театра шли национальная русская драма и комедия. Важнейшими событиями в театральной жизни стали постановки «Горя от ума» А. С. Грибоедова (1831) и «Ревизора» Н. В. Гоголя (1836). В Петербурге прославился своей игрой замечательный актер Александрийского театра А. Е. Мартынов, много сделавший для развития реализма на русской сцене.  Русская музыка первой половины XIX в. получила самостоятельное развитие. Композиторы не стремились к заимствованию у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения, изучая многовековое народное музыкальное творчество, что дало мощный толчок для развития русской национальной музыкальной школы. Романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева проникнуты народным духом.
Народная мелодия была живительным источником музыкального творчества М. И. Глинки. Его музыкальное искусство характеризуют народность, широкий охват жизненных явлений, богатство музыкальных красок. Оперы Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и другие музыкальные произведения сыграли выдающуюся роль в развитии русской музыкальной и вокальной школы.