Русская культура в первой половине 19 века - искусство Печать
История СССР - Период феодализма

В русском искусстве, так же как в литературе, шел процесс становления реализма.

Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был академический классицизм. Академия художеств стала реакционным и косным учреждением. Узкие рамки классического жанра, преобладание в нем религиозной тематики не устраивали молодых русских живописцев. Они искали свою тему, основным героем их произведений становился реальный человек.
В первой половине XIX в. успешно развивалась портретная живопись. В ней романтизм переплетался с реализмом. Большую известность получили портреты замечательных русских художников О. А. Кипренского и В. А. Тропинина. Кисти Кипренского принадлежит один из лучших прижизненных портретов А. С. Пушкина — молодого, романтичного, овеянного поэтической славой (1827). Более реалистичны образы, созданные другим выдающимся русским портретистом — В. А. Тропининым. Его творчество пронизывает стремление к изображению простых людей («Кружевница», «Портрет сына»). Много замечательных портретов современников оставил выдающийся русский живописец К- П. Брюллов. Среди них портрет поэта В. А. Жуковского, выполненный им в романтической манере.
В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет, к которому одним из первых обратился художник А. Г. Венецианов. Его картины «На пашне», «Утро помещицы» духовными нитями связаны с жизнью простого русского народа. Продолжателем традиции Венецианова был П. А. Федотов, работавший в жанре критического реализма. В картинах Федотова «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и в других разоблачаются проявления мещанства, торгашеской морали, быт и нравы господствующего класса. Современники сравнивали Федотова с Гоголем.
В живопись той эпохи настойчиво вторгались различные явления русской действительности. В ней нашли отражение предчувствие и ожидание перемен, крупных исторических событий. В этом плане характерны два монументальных полотна —«Последний день Помпеи» К- П. Брюллова и «Явление Христа народу» А. А. Иванова. Оба художника акцентировали свое внимание на переломных моментах истории. В их картинах отразилось сознание неизбежности коренных преобразований в судьбах народа.
Для русской архитектуры первой половины XIX в. характерно создание крупных ансамблей. В Петербурге был создан комплекс зданий на Дворцовой площади с аркой Главного штаба и Александровской колонной. Ансамбль Сенатской площади включал в себя величественные здания Сената и Синода, а также Исаакиевский собор. В Москве архитектором Д. И. Жилярди было восстановлено и заново оформлено здание университета. Напротив него был воздвигнут Манеж. Ансамбль завершился созданием Александровского сада у Кремлевской стены (архитектор О. И. Бове).
В начале XIX в. было воздвигнуто много замечательных архитектурных памятников. В Петербурге А. Н. Воронихин построил Казанский собор, французский архитектор Т. де Томон воздвиг здание Биржи, А. Д. Захаров — Адмиралтейства. В Москве архитектором О. И. Бове были построены здания Большого и Малого театров, составивших ансамбль Театральной площади. Было построено также большое количество монументальных каменных частновладельческих особняков.