Русская культура в первой половине 19 века - просвещение и образование Печать
История СССР - Период феодализма

Первая половина XIX в. была периодом бурного развития русской культуры.

Культура в классовом обществе носит классовый характер. В. И Ленин отмечал наличие двух тенденций в каждой национальной культуре — тенденцию реакционную, консервативную, связанную с культурой класса эксплуататоров, и тенденцию демократическую, передовую, опирающуюся на трудящиеся и эксплуатируемые массы (см.: Поли. собр. соч. Т. 24. С. 120—121). Эта передовая тенденция особенно ярко прослеживается в культуре России первой половины XIX в.
В XVIII в. просвещение и образование, являясь привилегией господствующего класса дворянства, оставались фактически недоступными для простого народа. (В первой половине XIX столетия правительственная политика направлялась на то, чтобы затормозить просвещение русского народа. Это было вызвано страхом перед революционным движением. «Не должно слишком торопиться с просвещением,— писал шеф жандармов и начальник Ш отделения А. X. Бенкендорф,— чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». В связи с этим в России сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой. Школы для детей крепостных крестьян вовсе отсутствовали. Лишь единицы могли научиться читать и писать у дьячка. Для государственных крестьян в начале XIX в. были открыты приходские школы с программой обучения на один год, причем религиозные предметы занимали в них центральное место. Несколько больше было сделано в первой половине XIX в. для детей дворян. В городах открывались гимназии и кадетские училища (военизированные учебные заведения). Образцовым учебным заведением стал Царскосельский лицей.  За это время были созданы Петербургский, Дербентский, Казанский и некоторые другие университеты. Открывались и специальные высшие учебные заведения: Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты в Петербурге, Высшее техническое училище в Москве. Русские университеты стали проводником передовых демократических идей. Особенно революционными традициями отличался Московский университет, где в 30-х годах XIX в. был образован ряд кружков антисамодержавного и антикрепостнического направления.
Правительство активно боролось против передовых тенденций в высших учебных заведениях. В 1820 г. вышел циркуляр Александра I, в котором воспитание в студентах «верных подданных государя и верных сынов православной церкви» объявлялось главной задачей университетов. Передовая профессура подвергалась гонениям. В университетах насаждалось богословие. Применялись также административные меры. В 1835 г. Николай I издал новый университетский устав, который уничтожил автономию в университетах, ликвидировал выборность ректора и деканов, подчинял преподавателей назначаемому правительством попечителю. Студенты попали под строгий контроль особых инспекторов. Крутые расправы с передовой профессурой стали государственной практикой.
Несмотря на это, университеты России оставались центрами свободолюбивых идей, играли огромную роль в распространении просвещения. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам русской и всеобщей истории, коммерческим наукам, «натуральной истории». В 30-е годы XIX в. вся Москва собиралась на публичные лекции профессора всеобщей истории Т. Н. Грановского.
В развитии просвещения, пропаганде научных знаний особое место принадлежало научным обществам, образованным в первой половине XIX в.,— Географическому, Минералогическому, Математическому. Особое значение и популярность имело Общество любителей российской словесности, основанное в 1811 г. с целью популяризации «сочинений в стихах и прозе на российском языке».
Несмотря на препятствия, чинимые правительством, в первой половине XIX в. шел процесс демократизации студенческой массы. Разночинцы рвались к образованию. Среди деятелей науки и культуры становилось все больше представителей не дворянского класса. «Не редкость теперь,— писал В. Г. Белинский,— образованные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия». Эта тенденция имела огромное значение для развития революционного движения, складывания революционно-демократической идеологии.