Зарождение революционно-демократической идеологии Печать
История СССР - Период феодализма

В 40-е годы XIX в. основателями новой революционной теории стали В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

В. Г. Белинский после исключения из Московского университета в 1832 г. занялся литературно-критической деятельностью. Статья «Литературные мечтания» (1834) сразу принесла ему широкую известность. В 1839 г. он переехал из Москвы в Петербург. В 40-е годы Белинский стал известен как выдающийся литературный критик. Каждый номер «Отечественных записок» и «Современника», в которых сотрудничал Белинский, читатели ждали с нетерпением. Он блестяще раскрывал идейное содержание рецензируемых произведений, умел воспитывать у читателей ненависть к самодержавию и произволу, любовь к народу, патриотизм и стремление к лучшему будущему. Белинский заложил основы реалистической эстетики. По признанию современников, он в своих статьях проповедовал революцию и коммунизм, свободу и равенство. Популярность Белинского в России была безграничной. Незадолго до смерти В. Г. Белинский написал «Письмо к Гоголю», в котором критиковал его за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В. И. Ленин говорил, что это одно из лучших произведений бесцензурной демократической печати в России (см.: Поли. собр. соч. Т. 25. С. 94). Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое политическое значение. Преждевременная смерть в 1848 г. (Белинскому было 37 лет) оборвала его литературно-критическую и революционную деятельность.
Друг и соратник В. Г. Белинского А. И. Герцен приобщился к революционной деятельности с юношеских лет. В 1826 г. 14-летним мальчиком он дал вместе со своим другом Н. П. Огаревым клятву бороться за лучшее будущее народа. После ареста за участие в кружке московских студентов Герцен дважды был сослан (сначала в Пермь, Вятку и Владимир, потом — в Новгород). С середины 30-х до середины 40-х годов А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения «Доктор Крупов», «Кто виноват?», «Сорока-воровка» и другие содержали гневный протест против крепостничества, насилия и произвола. В 1847 г. Герцен уехал за границу, где продолжил борьбу с царизмом. Издание «Полярной Звезды» (1855—1869) и газеты «Колокол» (1857—1867) сыграло огромную роль в развитии революционного движения в России.
Оценивая Герцена, В. И. Ленин отмечал, что он принадлежал к поколению дворянских революционеров, но по своим воззрениям был демократом и социалистом (см.: Поли. собр. соч. Т. 21. С. 256). В своих идейных воззрениях Герцен сделал колоссальный шаг вперед по сравнению с декабристами.
Идейное наследие В. Г. Белинского и А. И. Герцена огромно. Они создали основы новой революционной теории, оказавшей влияние на многие поколения революционеров. Заговорщическая тактика декабристов и программа буржуазного развития России, предложенная западниками, не удовлетворяли Белинского и Герцена. Их заслуга состояла в том, что они впервые в истории русской общественной мысли и в истории революционного движения в России обращались непосредственно к народу, в нем видели творца светлого будущего. Анализируя ошибки дворянских революционеров, А. И. Герцен писал: «Декабристам на Сенатской площади не хватало народа». Философски обосновав тезис о решающей роли народных масс в истории, Белинский и Герцен мечтали о народной революции, призывали готовить ее.
Заслуга В. Г. Белинского и А. И. Герцена заключалась также и в том, что их теория содержала элементы критики буржуазного строя. Эта критика особенно усилилась у Герцена в период пребывания в эмиграции, когда он воочию убедился, что капиталистические отношения, как и феодальные, зиждятся на эксплуатации человека человеком.
В связи с этим Герцен занялся поисками принципиально нового, справедливого общественного устройства. Он обосновал теорию «общинного социализма», выработанную им в конце 40-х годов XIX в. под влиянием разочарования в западно-европейских революционных идеях и результатах западно-европейских революций 1848 г.
Социально-политическая отсталость России, патриархальный уклад русской деревни, существование в ней общины, тормозящей социальное расслоение крестьян, создали у Герцена иллюзию возможности перехода России к социализму, минуя стадию капиталистического развития. По мнению Герцена, русский народ, при отсутствии частной собственности на землю, привыкший к общинной жизни и периодическим переделам земли, вполне подготовлен к социализму. Герцен считал крестьянскую общину социалистической ячейкой.
Социализм Герцена имел утопический, ненаучный характер. Он не хотел признавать, что быстро развивавшиеся капиталистические отношения в России способствуют расслоению крестьянства, которое не в состоянии самостоятельно воспринять социалистические идеи. Герцен видел социализм в освобождении крестьян с землей, в общинном землевладении. В этом, писал В. И. Ленин, «...нет ни грана социализма. Это... прекраснодушная фраза... доброе мечтание...» (Поли. собр. соч. Т. 21. С. 258). Отмечая утопичность социализма Герцена, В. И. Ленин высоко ценил его идейное наследие. По мнению Ленина, Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом (см.: Поли, собр. соч. Т. 21. С. 256).