Славянофилы и западники Печать
История СССР - Период феодализма

В 40-е годы XIX в. среди либералов сложилось два идейных течения.

Первое — славянофильство — представляло дворянско-либеральное националистическое направление. Его идеологи (А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, братья И. В. и П. В. Кириевские, Ю. Ф. Самарин) отстаивали историческую самобытность России, противопоставляли ее Западной Европе, понимали необходимость политических реформ, выступали за ограничение самодержавия и уничтожение личной зависимости крестьян от помещиков. Идеализируя историю допетровской России, преувеличивая русскую самобытность и особенность исторического развития, славянофилы настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение «земли», когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Славянофилы отрицали возможность и необходимость революционной борьбы в России, так как не видели в ее общественной структуре классов, противостоящих друг другу. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, характерного для многих дворян, изучение ими истории народа и народного быта, их патриотизм имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Однако негативной стороной в деятельности славянофилов являлась умеренность их политической программы и борьба против революционной идеологии.
Второе либерально-буржуазное течение — западничество, развитое в трудах и высказываниях историков Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина, писателей и публицистов В. П. Боткина, П. В. Анненкова, И. И. Панаева, В. Ф. Корша и др. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление исторических путей России и Западной Европы, за их призыв к старым, допетровским порядкам. В борьбе со славянофильством к западникам отчасти примыкали В. Г. Белинский и А. И. Герцен, видевшие единство исторического развития России и Западной Европы. Однако умеренная программа буржуазных преобразований, отрицание исторической роли народа и боязнь революционных потрясений, характерная для западников, вызывали резкую критику Белинского и Герцена. Западники идеализировали европейские буржуазные порядки, конституционную монархию считали идеалом государственного устройства. Они были противниками крепостного права и предлагали реформу для освобождения крестьян с небольшим наделом за выкуп. Некоторые идеи западников — мысли о единстве исторического пути России и Европы, о необходимости широкого просвещения народа, критика феодальных порядков, призыв к изменению внутренней политики — все это имело прогрессивное значение. Однако их боязнь революции и борьба против социалистических учений, проникавших в Россию, мешали развитию революционной идеологии и революционного движения. В связи с этим во второй половине 40-х годов XIX в. произошло окончательное размежевание между западниками и представителями революционного направления в общественном движении России.