Периодизация истории революционного движения в России во второй четверти XIX в Печать
История СССР - Период феодализма

Восстание декабристов дало толчок для дальнейшего развития борьбы против самодержавия и крепостничества. По-прежнему выразителем антифеодальной идеологии являлась передовая часть дворянства. Однако в среде революционеров произошла определенная демократизация. Декабристы были выходцами из аристократических семей, служили в основном в привилегированных гвардейских частях. Новое поколение революционеров пополнялось за счет мелкопоместного, неродовитого дворянства, чиновников и студентов.
Внутри дворянского этапа освободительного движения выделяются три основных периода. Первый (1826—1834) характеризовался наличием разрозненных революционных кружков, члены которых придерживались декабристской идеологии и тактики. Чаще всего кружки возникали в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Антиправительственное движение выражалось в эти годы в распространении вольнолюбивых стихов, в пропаганде революционных идей среди чиновников, низших офицеров, солдат, в критике правительственной политики. Одновременно воспевался подвиг декабристов и осуждалась жестокая расправа с ними. Широко распространялись сохранившиеся вольнолюбивые произведения поэтов-декабристов.  В этих прокламациях рассказывалось о невинно пострадавших за народ декабристах. По личному повелению Николая участников кружка на 10 лет заточили в казематы Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты.
Особенно много тайных кружков появилось в 1830— 1831 гг., как ответ прогрессивной молодежи на народные восстания в России и революции во Франции и Бельгии. Большое влияние на развитие передовой общественно-политической мысли оказал философско-просветительский кружок Н. В. Станкевича (1831 —1839), в котором занимались самообразованием и изучали новейшую философию многие будущие активные общественно-политические деятели России.
В 1831 г. сложилось «Сунгуровское общество», по имени его руководителя, выпускника Московского университета Н. П. Сунгурова. Члены организации восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества, за установление в России конституционного порядка. Они детально разработали план восстания: захват в Москве артиллерии и арсенала, раздача оружия народу, разоружение полиции, захват власти и распространение по всей стране антиправительственных прокламаций «для возбуждения ненависти к государю и правительству». План сунгуровцев показывает, что они пытались избежать ошибок декабристов. Однако кружок очень скоро был разгромлен полицией.
В начале 30-х годов в Московском университете образовалось «Литературное общество 11-го нумера»: по номеру комнаты, которую занимал руководитель кружка В. Г. Белинский. На собраниях общества обсуждались философские, литературные и политические проблемы, резко критиковалось крепостное право. За антикрепостнические высказывания В. Г. Белинский был исключен из университета, после чего кружок распался.
В 1831 —1834 гг. активно действовал студенческий кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Члены кружка проповедовали ненависть к произволу и насилию, изучали историю Великой французской революции, обсуждали политические и философские произведения, готовились издавать большой общественно-политический журнал. Арест и ссылка без суда оборвали деятельность членов этого кружка.
Таким образом, революционно настроенная молодежь второй половины 20-х — первой половины 30-х годов пыталась продолжить дело декабристов, искала правильную революционную программу и тактику. Однако кружки были небольшими, разрозненными и деятельность их в условиях жесточайшей николаевской реакции была непродолжительной. Ни один из этих кружков не вырос в тайное общество, способное осуществить восстание.
Второй период в истории революционного движения второй четверти XIX в. (1835—1840) ознаменовался спадом общественно-политической борьбы в связи с разгромом кружков, закрытием ряда журналов, жесточайшей цензурой, полицейским террором и массовыми репрессиями. Реакция торжествовала; передовых людей России охватили глубокое уныние, пессимизм, неверие в возможность революционных преобразований.
Первый увлекся в это время философским постулатом Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и пытался примириться с российской действительностью. Однако эти колебания были недолгими. Белинский преодолел свой идейный кризис и с начала 40-х годов начал активную борьбу против «гнусной российской действительности». А. И. Герцен во второй половине 30-х годов склонялся одно время к христианскому социализму, но в целом ему чужд был мистицизм и религиозность; изучая философию, он все ближе подходил к материализму и диалектике.
С начала 40-х годов 2-й четверти XIX в. начался третий период в истории революционного движения. Углубление кризиса феодально-крепостнической системы, нарастание классовой борьбы, обострение всех противоречий феодального общества вызвало оживление идейной борьбы и общественного движения. Начала зарождаться новая революционная идеология, представляющая шаг вперед по сравнению с дворянской революционностью. В борьбу против официально-охранительной идеологии и теории официальной народности были вовлечены не только революционные, но и либеральные слои.