Кирилло-Мефодиевское общество (1845-1847) Печать
История СССР - Россия в первой половине 19 века

Оживление общественного движения в 40-х годах нашло свое отражение и на Украине.

Наиболее ярким проявлением его были творчество и деятельность великого поэта украинского народа Т. Г. Шевченко. Мировоззрение Шевченко складывалось в тесной связи с развитием русского революционного движения и общественной мысли, под непосредственным влиянием творчества Пушкина, Лермонтова, могучей проповеди прогрессивных идей Белинским и Герценом. Поэзия Шевченко отражала настроения, думы, чаяния украинского народа, его ненависть к самодержавию и крепостнической неволе. Творчество Шевченко носило революционный характер и имело не только украинское, но и общероссийское значение. Он стал кумиром передовой украинской молодежи, под влиянием его творчества складывались революционные кружки, вызревали антисамодержавные настроения и взгляды. Шевченко был, по существу, идейным вдохновителем создания «Славянского общества святых Кирилла и Мефодия», действовавшего на Украине с конца 1845 до начала 1847 г.
Идеалом политического устройства члены этого общества считали славянскую республиканскую федерацию, в рамках которой должна быть проведена широкая демократизация общественной жизни, ликвидированы крепостнические отношения, осуществлено равенство всех славянских народов, проведены принципы буржуазной демократии. На складывание политического идеала Кирилло-мефодиевцев влияли, с одной стороны, русская революционная традиция, в которой идеи объединения славян в республиканскую федерацию занимали видное место еще с декабристов, а с другой — подъем национально-освободительного движения южнославянских и западнославянских народов, лозунги которого были близки передовой украинской интеллигенции.
Политическая программа кирилло-мефодиевцев облекалась в форму христианского социализма, дополнялась настроениями «казакофильского романтизма», идеями самобытности украинского народа и особого пути его исторического развития. Все это свидетельствовало о том, что буржуазный строй в его неприкрытом виде уже не удовлетворял членов этого общества, и они пытались найти новый, более прогрессивный идеал общественного устройства. Вместе с тем это говорило об ограниченности, противоречивости и непоследовательности их взглядов.
Кирилло-Мефодиевское общество не было единым: в нем отчетливо проступают формирующееся в то время революционно-демократическое направление в лице Т. Г. Шевченко, Н. И. Гулака, А. А. Навроцкого, И. Я. Посяды, отстаивавшее идею революционного слома самодержавного строя, и буржуазно-либеральное направление, примыкавшее в известной степени к славянофильскому течению, правда, в ее украинофильской трактовке. Это направление, представленное в обществе историками П. А. Кулишом и Н. И. Костомаровым, отстаивало реформистский путь развития, а распространение просвещения считало главной целью своей деятельности. Создание Кирилло-Мефодиевского общества — показатель интенсивного процесса складывания украинской буржуазной нации и роста самосознания украинского народа. Самодержавие сурово расправилось с членами общества, особенно жестоко — с Шевченко: его отдали в солдаты и сослали на службу в Оренбургский гарнизон.