Императрица Елизавета Печать
История России - История России

С восшествием на престол Елизаветы Петровны произошла во всем государственном управлении большая перемена. Главное, чему радовался народ, было то, что немцы, занимавшие первые места на службе государственной, были отстранены и замещены русскими.

Неудовольствие на иностранных офицеров было так велико, что в армии, стоявшей в это время около Выборга, уже начиналось настоящее возмущение и было остановлено только находчивостью одного из генералов. Основанием русского элемента при дворе, почти онемеченном во времена Бирона, были те триста Преображенских гренадер, которые помогли императрице овладеть престолом: они составили особенную гвардейскую роту, под названием лейб-компании. Капитаном этой роты была сама императрица; все унтер-офицеры и рядовые были возведены в дворянское достоинство и щедро одарены не только деньгами, но даже землями и деревнями. Из других, самых приближенных лиц к императрице были: граф Алексей Григорьевич Разумовский и два графа Шуваловы — Петр и Иван Ивановичи. Граф Разумовский, возвышенный императрицею из придворного певчего до чина фельдмаршальского и звания графа, был человек добрый и простой, не гордился тою силою, какую имел при дворе, никогда не хлопотал об увеличении своего значения и охотно уступал первенство в управлении двум Шуваловым, из которых один, Петр Иванович, хоть был умный и способный к управлению человек, но не отличался нравственными достоинствами, был легкомыслен и корыстолюбив. Зато родственник его, граф Иван Иванович Шувалов, по своей собственной образованности и желанию вести к ней других, был по всей справедливости одним из лучших людей того времени. И такого именно человека и нужно было тогда для русского общества. До сих пор оно, казалось, довольствовалось одною внешностью просвещения: иначе нельзя было и назвать обучения гражданских чиновников в элементарных школах и выправки военных по образцам иностранного войска; но при Елизавете начали понимать, что такого поверхностного обучения недостаточно, что истинно просвещенным человеком может назваться только тот, кто ясно понимает свои обязанности как христианин, как человек и как гражданин; и что для такого понимания необходимо многостороннее учение. Императрица Елизавета, хотя и сама получила по обычаям того времени очень поверхностное воспитание, понимала эту необходимость истинного просвещения и сколько могла заботилась о распространении его в своей империи. И как бы благословляя эту заботливость государыни, Провидение посылало ей людей, которые своими способностями и стремлениями усердно помогали ее желаниям. Кроме графа Ивана Шувалова, этого главного помощника императрицы в деле образования России, явился в ее царствование и знаменитый Ломоносов, известный своею многостороннею ученостью. Будучи в одно время поэтом и ученым, литератором и историком, физиком и химиком, Ломоносов, крестьянин по рождению, представлял собою блестящее доказательство разносторонних способностей русского человека. Появление его было как нельзя более кстати сколько для. того, чтобы показать природные дарования народа, едва начинающего свое образование, столько и для того, чтобы по недостатку ученых вместить в одном человеке сколько можно больше знаний. Согласуясь с этим недостатком, Петр Великий, начертывая план Академии наук прежде, нежели в государстве его были университеты и гимназии, объявил, что в этой Академии должны заключаться все эти три учреждения, «что ученые Академии должны не только сами заниматься науками и двигать их вперед, но должны также обучать молодых людей наукам публично». Полный пламенного обожания к великому основателю Академии, которого он воспевал своими восторженными одами, Ломоносов, казалось, стремился исполнить его предначертания и, пока было мало ученых в России, заменял собою многих из них и в то же время имел такое сильное влияние на образование того времени, что по его внушениям и плану граф Иван Иванович Шувалов учредил в 1755 году Московский университет и при нем две гимназии: одну — для дворян, другую — для разночинцев. Здесь-то, в этом университете, основанном в самом центре России, началось настоящее образование русских людей. Петербургская же Академия наук наполнена была по большей части немецкими учеными, которые мало знали русский язык и не совсем дружелюбно принимали в среду свою русских ученых. Учреждение университета в Москве было чрезвычайно полезно и в том отношении, что сюда приезжали многие помещики за домашними учителями для детей своих и в незнании своем языков иностранных, особенно привлекательных для тогдашнего полуобразованного общества, часто подвергались обманам иностранцев, которые являлись к ним в гувернеры прямо из конюхов, лакеев, парикмахеров. С учреждением университета домашние учители-иностранцы должны были подвергаться экзамену.

Шувалов не ограничил своей учебной деятельности основанием Московского университета и его гимназии: в 1757 году по представлению его учреждена в Петербурге Академия художеств, в 1758 — гимназия в Казани и сделаны были распоряжения об основании таких же в других губерниях. Кроме того, учреждены школы по украинской линии для обучения однодворческих детей и основано училище в Оренбурге для детей ссыльных.