Крайние олигархи Афин Печать
История Греции - Греция

Труднее определить взгляды резкой реакционной оппозиции, настоящих «олигархов» сторонников господства немногих «порядочных людей», как их называет псевдоксенофонтовская Афинская Полития. Они, видимо, не хотели никакой народной основы в государстве, никаких плебисцитов, хотя бы ограниченных участием одних обладателей ценза. В их среде демократия считалась, безусловно, осужденной, «общепризнанной бессмыслицей» — выражение, будто бы принадлежащее Алкивиаду). Их образцом была Спарта с ее таинственной дипломатией в среде небольшой избранной группы: они добивались, по-видимому, господства котерии, замкнутого аристократического клуба.
Если умеренные держались еще за целостность афинской державы и надеялись найти компромисс между реформированным строем Афин и союзной организацией, то крайние олигархи должны были понимать, что они идут на возможность полного разрыва со всеми традициями не только внутреннего, но и внешнего развития, начиная с национальной войны. Морская держава Афин была, безусловно, нужна для демократии так же, как обратно, вне интересов демократип, не было побуждения к крупной империалистической политике.
Афинские реакционеры готовы были изменить все направление афинской дипломатии: они повели с персами переговоры о союзе, о получении от них субсидии для борьбы со Спартой, а такой союз, если бы он состоялся, неизбежно был связан с уступкой персам малоазийского берега и островов, т. е. с концом афинской державы. С другой стороны, крайние обратились к Спарте. Сначала они искали соглашения с нею, выгодного мира, в надежде, что спартанская аристократия сознает близость свою с ними, позднее они готовы были даже на измену, на выдачу спартанцам своего города. Мы видели, что уже в начале 20-х годов автор олигархического трактата указывал на это средство, как единственно возможный исход для своей партии. Таким образом, успех реакции приобретался ценою измены и потери самостоятельности Афин: в то же время она тесно была связана с потерей внешнего державного положения, с обращением Афин в общину мелкого калибра, в слабосильный, обособленный кантон старого времени.