Олигархические гетерии Афин Печать
История Греции - Греция

Направляя беспрерывно удары политической сатиры, противники демократии нашли еще другие пути для мелкой ежедневной войны против господствующего строя.

Они сплачивались в кружки гетерии, которые поддерживали друг друга на суде и при выборах. Условия демократического строя открывали свободный простор деятельности таких союзов. Собственно говоря, образование таких кружков и клубов совершенно естественно и необходимо в стране со всеобщим избирательным правом. Решающие акты политической жизни, выборы, законодательные постановления, судебно-политические приговоры были бы в высшей степени случайны, если бы единомышленники не имели возможности раньше столкнуться, если бы вожди групп не успевали объединить сторонников, а партии путем частных сходок и совещаний, издания программ, памфлетов и т. д. не имели возможности познакомить со своими воззрениями массу избирателей или оказать известное давление на представительные органы. Но афинские гетерии времени пелопоннесской войны собирали в себе исключительные элементы, враждебные демократии, которые пока действовали скрыто. Их беспокойная работа направлена на то, чтобы расстраивать ряды защитников демократии и устранять тех или других деятелей с политической арены.
Главной сферой деятельности гетерий был суд. В Афинах, как мы видели, значительную долю того общественного воздействия, которое в настоящее время принадлежит прессе, брал на себя театр. Сцена служила средством не только политического обличения и сатиры, но также и политической пропаганды: такой характер, напр., носили трагедии Эврипида. Наряду с этими большими программными исполнениями политических мотивов суд был местом ежедневной активной политики: путем процессов разрушалось влияние, личный состав той или другой партии и они же помогали противникам сплачивать свои силы. Как о клубах, так и о суде можно сказать, что в стране с развитой общественной жизнью процессы политического характера сами по себе не составляют чего-либо ненормального; напротив, они могут служить как бы проверкой общих политических идей и намечать поворотные моменты в общем направлении политики. Народные суды в Афинах, с их многочисленным составом и сменяющимися отделениями, представляют как бы раздробленное народное собрание. Заседания суда были публичны: важны были не только судебные решения, которые давали перевес одной парши над. другою, но и следствие, судебные дебаты, производившие сильное впечатление, создававшие общее политическое настроение. Однако, во вторую половину пелопоннесской войны, с тех пор, как начинается кризис афинской державы, процессы служат односторонней травлей и истреблению определенной группы демократических политиков.
Олигархические гегерии настойчиво применяли средство судебного преследования противников. В Афинах был открыт большой простор частному обвинению, и это выработало характерное явление афинской жизни, сикофантию: составилась особая группа обвинителей и доносчиков, у которых политическая тяжба обратилась до известной степени в промысел. Опираясь на эти круги, гетерии выбирали известную жертву, соединяли на суде свои показания и доносы и оказывали таким путем давление на суд.
Ко времени сицилийской экспедиции 415 года олигархические гетерии были уже весьма сильны и успели создать в массе народа чувство неуверенности и боязнь переворота. Радикальные демагоги постоянно указывали на опасность со стороны аристократических клубов и искали случаев расстроить их деятельность в свою очередь судебными процессами. Всюду подозревали наличность «заговора» с целью .ввести олигархию или тиранию. В обвинениях постоянно встречается стереотипная фраза: «заговор с целью произведения переворота и низвержения народного правления».
Политическое настроение в Афинах ярко обнаруживается на процессе гермокопидов, т. е. разрушителей образов (герм) на улицах Афин в 415 году. В качестве оскорбителей религиозных святынь были заочно- осуждены оперировавший в Сицилии главнокомандующий, Алкивиад, а также множество лиц разных направлений в самих Афинах.