Общий характер пелопоннесской войны и социальное значение ее для греческого мира Печать
История Греции - Греция

Отпадение Потидеи от афинского союза 432.

Конгресс пелопоннесцев в Спарте и объявление войны Афинам.— Начало вторжений спартанцев в Аттику 431.— Чума в Афинах 430.- Смерть Перикла 429,- Социальные столкновения на островах Коркире и Лесбосе 428-7 гг — Преобладание радикально-военной партии в Афинах; прямой налог, наступательная война, увеличение союзнических взносов 426-4 гг. Оппозиция войне, демократическим учреждениям и новому просвещению в комедиях Аристофана 426—422. Мир со Спартою (Никиев) 421. Сицилийская экспедиция 415-413: религиозные процессы в Афинах, возобновление войны со Спартою, отпадение ионийских греков от союза.— Начало олигархической реакции в Афинах 413. Олигархический переворот в Афинах 411.— Победы афинян под начальством Алкивиада в проливах и восстановление демократии 410. Крушение афинской державы и капитуляция Афин 405-404. Война, поднявшаяся в 431 г. между двумя большими союзами, афинским и пелопоннесским, приняла характер всеобщий для Греции. Помимо больших столкновений между главными врагами или среди них сводились старые кантональные счеты. То, что было повсеместным и непрерывным частным явлением в стране, разрезанной на мелкие общины, стало сплошной борьбой, которая продолжала, однако, разбиваться на множество местных эпизодов.
Притом всюду почти вражда соседей или торговых соперников осложнялась столкновениями общественных классов внутри воюющих общин. Фукидид говорит, что война двух сильных противников открывала в отдельных городах повод и возможность вождям демократии и представителям «немногих» посчитаться между собою. Все, кто стремился к перевороту, также пользовались войной. Враждующие классы примыкали к разным лагерям, и каждая почти община была разрезана надвое.
Мы мало знаем о содержании этой социальной борьбы. В сицилийском городе Леонтинах демос принял множество новых людей в гражданство и приступил к переделу земель. Крупные владельцы ввиду этого заключили союз с соседними сиракузанцами, выгнали простой народ и вместе с тем решили покинуть город, который после этого совершенно опустел. Фукидид коротко замечает еще по поводу восстания на о. Самосе демоса против крупных владельцев, что до 200 знатных было казнено, около 400 изгнано; затем народ разделил между собою их земли и дома. Враждебные классы ясно были расчленены при этом на городской элемент и землевладельцев. Демос, завладевший имуществом геоморов, провел резкую черту между классами: браки с геоморами были воспрещены, и они этим самым как бы выключены из гражданства. Из других данных мы знаем, что народ на о. Самосе совершенно уничтожил старинную религиозную организацию и заменил старые жертвенные союзы и приходы, в которых преобладала аристократия, чисто арифметическим делением населения на тысячи и сотни.
Борьба в Леонтинах и на о. Самосе дает некоторое представление о том, что происходило в целом ряде общин, в Коркире, на Лесбосе, в Аргосе и в разных сицилийских городах: один класс вытеснял другой от всех политических и материальных прав. С этим результатом согласуется и общая характеристика социальных столкновений у Фукидида. Они разыгрывались со всем ожесточением и беспощадностью внешней войны; массы людей погибли в казнях и ссылке вследствие партийной розни. Фукидид рисует мрачными чертами моральное одичание общества, которое получилось от этой размельченной по городам внутренней борьбы. В его изображении стоит отметить одну реальную черту. Фукидид указывает на падение родственных связей и усиление на их счет политических клубов и революционных союзов. Для нас любопытен тот факт, что в греческих общинах еще так силен был вплоть до этого времени элемент кровных соединений: интересно также замечание Фукидида, что гетерии были формой, нарушившей законный порядок в общинах, что они собирали людей, готовых опрокинуть существующий строй.
И война, и гражданские смуты приносили с собою большие потери людей, по крайней мере, очень большие сравнительно с общей численностью населения. На один 427 год приходится казнь нескольких сотен коркирских олигархов, перебитых демократами, которые получили поддержку Афин, казнь всего оставшегося в живых гарнизона верных Афинам Платей и решение афинского народного собрания вырезать все мужское население восставшей Мити лены,— решение, замененное более «мягким» постановлением казнить более тысячи человек и отобрать большую часть земли у остальных.