Характеристика афинской демократии и ее сил у Фукидида Печать
История Греции - Греция

Мы можем себе составить понятие о том, как высоко оценивала свои силы сама афинская демократия.

Сознание это отразилось у Фукидида, причем он, по обыкновению, драматизирует политические идеи современности в виде речей и дебатов деятелей войны.
Делегаты от Коринфа стараются встряхнуть спартанцев от апатии и побудить их к энергическим действиям против Афин. Но устами коринфян говорит восторженный поклонник афинской жизни. «Вы совсем не подумали,-так предостерегают спартанцев мнимые коринфяне,- как не похожи на вас афиняне, и как своеобразны эти люди вообще. Это новаторы, способные быстро создавать планы и настойчиво осуществлять то, что они раз решили. Они смелы, готовы на риск и не теряются в опасностях. Они умеют извлечь наибольшую пользу из победы, а в случае неудачи уступить как можно меньше. Они способны кертвовать собою для государства безраздельно, но сохраняют полное обладание всеми силами своего духа. Никогда они не удовлетворяются достигнутым, а идут все дальше и дальше. Среди усилий и опасностей они работают всю жизнь и совсем не наслаждаются владением своим, так как все хлопочут о новых приобретениях: нет у них другого праздника, как исполнение обязанности: бездельный досуг кажется им худшим несчастием, чем тяжелый труд. Одним словом можно сказать, что афиняне от природы предназначены ни себе, ни другим не давать покоя. Как в искусстве, так и в политике, по необходимости, всегда будут одерживать верх новые формы. Люди, развивающие многостороннюю деятельность, нуждаются в постоянных реформах. Вот почему афиняне, опираясь на свой богатый опыт, так много провели у себя нового».
Едва ли есть другая страница у античных писателей, которая бы звучала так близко к новоевропейскому политическому мышлению. Одно это место у Фукидида показывает, какой высокий уровень общественности и какой тонкий склад идей способна была создавать афинская обстановка. Помимо этой идеалистической характеристики Афин, у Фукидида в изложении шансов войны между афинской державой и пелопоннесским союзом приведены также очень конкретные расчеты сил афинского государства: они могут также, только с другой стороны, иллюстрировать ту мысль, что афиняне были «непохожи» на других греков.
Спартанский басилей Архидам — у Фукидида опять-таки только актер, произносящий драматический монолог — указывает спартанцам на то, что Аттика далеко превосходит все другие области плотностью населения и богатыми запасами. Он развивает дальше мысль совсем необычную в устах спартанца: война, это финансы.
Еще обстоятельнее излагает материальные расчеты Перикл в своей программной речи перед народом. Вся она построена на сравнении отсталых общин Пелопоннеса, пребывающих в экономической косности, и высоко развитого в финансовом и техническом отношениях афинского государства. Пелопоннесцы, — говорит оратор,— люди, живущие в натуральном хозяйстве: у них нет денег, нет сбережений ни у частных лиц, ни в казне, они поэтому не только не способны к далеким и продолжительным войнам, но даже вследствие бедности они вынуждены иногда грабить друг друга. Расходы на войну приходятся прямо вырезывать из своего имущества, между тем ясно, что запасы гораздо лучше помогают выдержать войну, чем чрезвычайные насильственно взимаемые налоги. Те, кто живет в натуральном хозяйстве, охотнее и войну ведут натурой, лично, чем на счет имущества своего. Но если бы они даже стали собирать деньги, то у них нет соответствующего аппарата, все это пошло бы медленно и неуверенно, а война не ждет. Перикл указывает еще один важный фактор — централизацию афинской державы, тесно связанную с возможностью быстро и уполномочено распоряжаться финансами. У пелопоннесцев нет единого авторитетного собрания, которое бы энергично и скоро направляло все действия. Напротив, у них слабая федерация: каждая из разношерстных общин имеет равный голос и защищает настойчиво свой частный интерес; «а из этого ничего целого, законченного получиться не может». Таким образом, афиняне считали свой односторонне централизованный союз большой силой.
Наконец, Перикл ссылается на высокий культурно-технический уровень афинян, который дает им громадный перевес в крепостных сооружениях и особенно в морском деле. Если есть отрасль, требующая искусства и систематического упражнения, так это мореходство: им нельзя заниматься между прочим; надо отдаться ему целиком, а мужики Пелопоннеса неспособны на это.
Мысль Перикла, т. е. партии, господствовавшей около 430 г., ясна. Культура, техника, централизация, финансы — вот непобедимая сила Афин. Последующие события не оправдали этих ожиданий. Но показали ли они ошибку в рассуждениях вождей демократии или же катастрофа Афин была результатом новых, неожиданно вступивших в силу факторов?