Оброчная система Печать
Статьи - Феодально-крепостное хозяйство в период развито..

Оброчная система по степени зависимости и подчинения непосредственного производителя предоставляла относительно больше хозяйственной свободы земледельцу, смерду, закупу или изорнику. Эта форма эксплуатации являлась поэтому более производительной.

Но зато оброк ставил крупное хозяйство в зависимость от мелкого в отношении получаемых по оброкам продуктов: крупное хозяйство получало только то, что про­изводило мелкое. Поэтому оброки сохраняли наибольшее зна­чение для владельческого хозяйства, главным образом по от­ношению к обычным продуктам потребления, как молоко, яйца, масло, сыр, или в виде таких сырьевых продуктов, как лён, конопля, шерсть, или, наконец, в виде продуктов переработки, как полотно, сукно и пр. Все эти продукты являлись наиболее распространёнными видами оброчно-натуральных повинностей. Феодал стал особенно заинтересован в их получении, когда принуждён был для покрытия других своих потребностей сбы­вать их на рынок. Но пока рыночные отношения не получали развития (как это и было в феодальной вотчине XIII—XIV вв.), вотчинник в наибольшей мере оставался заинтересованным в развитии основных отраслей и продуктов хозяйства, в разви­тии хлебопашества и получении хлеба. Но именно хлебопа­шество вотчинного хозяйства требовало развития не оброчной системы, а барщины.

Барщина и оброки являлись способом ведения хозяйства и в монастырских владениях. В уставных монастырских грамо­тах  кроме перечня барщинных работ на монастырской земле и в хозяйстве даётся перечень оброков монастырю: яловицу на праздник, трёх баранов, «зобню» (лукошко) овса для игумновых лошадей и вообще всякого рода приношения («приходят к игу­мену, что у кого в руках»). К XIII—XIV вв. монастырское землевладение и хозяйство обнаруживают значительный рост, увеличиваясь путём всякого рода завещаний, пожертвований богобоязненных людей, путём непосредственных покупок зе­мель, или присвоением заложенных земель в случае неуплаты долга, или, наконец, непосредственным расширением росчи­стей трудом всякого рода зависимых от монастыря людей. При всех этих условиях собственных запашек во многих монастыр­ских владениях, так же как и в боярских, было мало. Доходы с них составлялись и собирались тем же путём — путём объез­дов настоятелем и ключниками своих волостей и сёл для сбора жита, яиц, кудели, воска, денег и пр.

Феодальная вотчина по хозяйственной своей основе пред­ставляла типичную натуральную хозяйственную организацию замкнутого характера, т. е. производящую главнейшую массу своих продуктов для собственного потребления. Преобладающая масса продуктов производилась в этом хозяйстве трудом зави­симых мелких производителей, держателей и съёмщиков вла­дельческой земли. Все продукты земледелия, скотоводства, бортничества и их переработки, все запасы хлеба, скота, шер­сти и кожи, мёда, полотна и пр., имевшиеся в изобилии в круп­ных княжеских и боярских вотчинах, шли на собственное по­требление внутри хозяйства. То же назначение имели хлеб, лён, полотно, яйца, масло, рыба и пр., приносившиеся в хо­зяйство в виде натуральных оброков изорниками, закупами, огородниками, кочетниками и прочими арендаторами. Этому натуральному характеру хозяйства не противоречит то обстоятельство, что некоторая часть этих продуктов шла и на продажу. Предметы, не производившиеся в хозяйстве, особенно предметы роскоши, приобретались покупкой, а для этого необходимо было отчуждать и обменивать свои продукты.

Хозяйство всё же не принимало характера товарного, и его продукты не превращались в товары. Самая обширность хозяй­ства, наличие в нём массы челяди, служилых людей, разных ключников, тиунов, сокольничих, управляющих и пр. обуслов­ливала необходимость большой производственной деятельности, больших запасов, больших размеров потребления. Конечно, градация в величине здесь была очень большая, начиная от небольшого двора или сельца до целой системы сёл, связанных в одну хозяйственную организацию; но, тем не менее, все они одинаково носили преобладающий натуральный характер.