Иноземный царь Печать
Статьи - Хозяйство XV-XVII вв.

В 1587 г. между русским правительством и кахетинским царём Александром II была подписана «крестоцеловальная запись» — договор, по которому кахетинский царь признавал себя вассалом московского царя Фёдора Ивановича, а последний обещал «оберегать его от всех недругов».

Этот союз возобновлялся и при последующих царях, хотя фактически не имел значения ни для той, ни для другой стороны.

Когда в 1614 г. Кахетия подверглась нашествию и небывалому разгрому со стороны Персии, Кахетинский царь Теймураз вновь обратился за помощью и союзом в Москву. В 1621 г. имеретинский царь Георгий III, теснимый и разоряемый турками, также обратился за помощью к царю Михаилу Фёдоровичу, но Русское государство не имело ещё серьёзных экономических интересов в Грузии, да и фактически не могло ей помочь.

Отсутствие поддержки со стороны Москвы и новые нашествия турок и персов ещё более остро ставили вопрос о национальной независимости народностей Закавказья. Непрерывные военные нашествия разоряли страну, приводили к опустению городов, уничтожению населения. Часть грузинской и армянской феодальной знати, стремясь сохранить свои права и владения, переходила в мусульманство, «иранизировалась» и «отуречивалась», теряя своё национальное лицо. Особенно губительно это сказывалось на положении крестьянства, которое обезземеливалось, обращалось в рабов через плен и покупку («купленные крепостные»). С помощью иноземных феодалов и иноземной власти местные феодалы закрепощали крестьян. Последние в XVII в. были окончательно лишены «права отхода» и закреплены за владельцами. Только некоторые высокогорные районы (в северной Сванетии, в Хевсурии) были свободны от засилия феодалов и от иноземного завоевания. Народная борьба против гнёта собственных эксплуататоров-феодалов и против иноземных захватчиков позволила даже в XVII в. всё ещё сохранять внутренние силы и сознание народного единства для отстаивания своей национальной культуры и самостоятельности.