Здесь сварог mig 3500.



Победа над наполеоновской военной диктатурой Печать
Статьи - Феодально-крепостное хозяйство России

Победа над наполеоновской военной диктатурой была до­стигнута силами объединённых народов Европы во главе с рус­ским народом.

Но это движение народов в абсолютистской Ев­ропе начала XIX в. было возглавлено не трудящимися и даже не буржуазией, тогда ещё недостаточно сильной, а самим аб­солютизмом. Поэтому после победы над Наполеоном резуль­татами победы воспользовался европейский абсолютизм, кото­рый начал борьбу с революционным движением в Европе. На­ступил длительный, почти полувековой период политической и общественной реакции. Её возглавил Священный союз из побе­дителей Наполеона, «легитимных монархов» России, Австрии, Пруссии, Итальянских королевств. Александр I, а затем Ни­колай I стояли во главе реакционеров и сделали русское са­модержавие истинным «жандармом Европы», душителем рево­люции во всех странах.

Но несмотря на разгул реакции, европейский феодально-дворянский абсолютизм не смог полностью восстановить свои позиции и свою диктатуру, уничтожить буржуазный порядок и подавить национально - освободительные движения. Поэтому первая половина XIX в. являлась в Европе не только перио­дом реакции, но и периодом подготовки и развёртывания нацио­нально-освободительных движений, победы буржуазных идей и укрепления основ капиталистической экономики.

Царская Россия по-прежнему являлась оплотом политиче­ской реакции и почти единственной европейской страной, где всецело сохранилось господство крепостнической системы. Но реакционная политика Александра I не могла задушить револю­ционных настроений, возникших у передовых людей России того времени под влиянием политических идей французской революции. Отечественная война 1812 г. и заграничные походы разбудили политическое сознание не только у передового офи­церства того времени, но и у массы крестьянства, побывавшего в солдатских шинелях за границей. Солдаты, возвратившиеся из стран, где не было крепостничества, приносили на родину сознание о своём бесправном положении и нищенском суще­ствовании, от которых не освобождали никакие подвиги.

Передовые люди эпохи понимали, что Отечественная война 1812 г. была войной за национальную независимость и выиграна была как народная война. В этом свете особенно нетерпимо было приниженное, бесправное, тяжёлое положение закрепо­щённого народа России.

Разложение крепостного хозяйства и дальнейшее развитие капиталистической экономики в России в начале XIX в. были той базой, на которой вырастала новая и передовая для того времени буржуазная идеология. Она питалась идеями француз­ской просветительной философии и буржуазных политических свобод, провозглашённых французской революцией. В экономи­ческом отношении идеи свободы экономической деятельности, развития капиталистических отношений, невмешательства, ко­торые были сформулированы А. Смитом, стали на Западе сим­волом веры нового, буржуазного строя. Но в условиях царской, крепостнической России все элементы этой идеологии — фи­лософские, политические, экономические — находились в рез­ком противоречии с реальными общественными отношениями.

В центре этих противоречий стояли две основы обществен­ных отношений России первой половины XIX в.: самодержа­вие и крепостничество. Опыт европейских революций показал, что абсолютизм, может быть, свергнут революционным движе­нием народа, а вместе с абсолютизмом падёт и весь «старый порядок» феодально-крепостнических отношений. Экономиче­ской теорией буржуазии предусматривалось, что на место крепостнических отношений должен быть поставлен новый, «идеальный» строй буржуазных экономических отношений, основанных на свободе экономической деятельности, на прило­жении капитала, на свободном распоряжении своим трудом, на невмешательстве какой бы то ни было власти в эти свободно устанавливающиеся экономические отношения.